$ 61,33€ 71,7
+0,196%-0,510%
Услуги
Сервисы
Контакты
События Теханализ Котировки

Российская экономика: правительство новое – задачи старые

08.05.18 13:00
Российская экономика: правительство новое – задачи старыеРоссийское правительство после прошедшей 7 мая инаугурации президента РФ ушло в отставку. Вскоре состав правительства должен быть обновлен. Пока известно только, что на пост премьера вновь предлагается кандидатура Дмитрия Медведева, про остальных – лишь слухи. Тем не менее, каким бы ни был новый состав правительства, задачи с точки зрения экономического развития страны перед ним стоят всё те же – нужно добиться ускорения экономического роста. Накануне вступления в должность Владимир Путин определил задачи правительства на будущее, ключевая задача – "уверенное повышение реальных доходов граждан". По его словам, для этого есть хорошая база. В этот же день президент подписал новый "майский указ", куда включена в том числе и эта задача, а также поставлена цель снизить уровень бедности в России в два раза.

Что ждет российскую экономику в ближайшее время? Какие задачи стоят перед новым правительством? Где искать источники роста? Каким будет рост ВВП по итогам текущего года? Что будет с экономикой, если правительство продолжит реализовывать текущую экономическую политику? Удастся ли выйти на темпы экономического роста РФ выше среднемировых и когда? Что для этого нужно? Кому было бы по силам начать реализовывать реформы, о которых давно говорят? Будут ли реализованы такие непопулярные меры как повышение пенсионного возраста, как это предлагает Кудрин? Ждать ли роста реальных доходов населения, как того требует президент?

Участники конференции:
  • Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления
  • Наталья Волчкова, профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок
  • Юрий Зайцев, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы
  • Елена Василева-Корзюк, начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
  • Андрей Верхоланцев, главный аналитик УК "РОНИН Траст"
  • Денис Давыдов, главный аналитик "Нордеа Банка"
  • Андрей Кочетков, аналитик "Открытие Брокер"
  • Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
  • Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ"
    Показывать ответы


    15:00
    Информационная группа Finam.ru
    Уважаемые дамы и господа!
    Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
    Благодарим всех за интерес. Удачи!

    15:10
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Благодарю всех за интересные вопросы. Далеко не так часто получается поговорить о проблемах, которые затрагивают нашу общую жизнь, а не только график какой-то отдельной акции. Всем здоровья и хороших успехов.

    15:21
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Всем огромное спасибо за участие. Весьма сожалею, что загруженность "текучкой" позволила мне принять лишь ограниченное участие в обсуждении столь интересной и важной темы.


    14:50
    Уважаемые эксперты,сегодня решается не только вопрос о составе российского правительства, но и о будущем страны веками связанной с Россией огромным количеством исторических,политических,экономических уз - Арменией.Будет ли избран Пашинян премьером? Станем ли мы свидетелями дрейфа очередной дружественной России страны в сторону Запада? Какими последствиями чреват этот дрейф для российско-армянских отношений, стабильности в кавказском регионе и чему последние события в Армении должны все же, на ваш взгляд, научить российское руководство?

    15:09
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Для существенного изменения внешнего курса какой-либо страны необходимы исторические предпосылки и экономические основания. В Армении весьма сложно вызвать широкую националистическую волну против России. Армения также весьма тесно связана с Россией экономически. При этом наличие военной базы РФ гарантирует определённые возможности при экономии средств на оборону. Поэтому попытки дрейфа в сторону Европы могут быть, но они, скорее всего, будут пресекаться. Собственно говоря, Пашинян начинал свою политическую активность с провозглашения европейского курса, но быстро понял, что такими усилиями загонит себя в тупик истории. Впрочем, всё это дело армянского народа. Нам же необходимо понять, что дружить тоже надо в обе стороны. Если вы помните, то РФ является одним из самых щедрых доноров. Я уже могу ошибаться, но мы простили от $130 млрд до $150 млрд долгов бывшим союзникам СССР. В США такой расточительностью не занимаются. Долги помнят и в случае смены правящей элиты в какой-либо стране. Поэтому нам стоит продолжать работать и дружить с Арменией, но не забывать о своём главном союзнике – российском народе. Тогда и наши прочие союзники будут более дружественными. Во многом привлекательность Запада состоит в имидже места, где текут молочные реки, а берега состоят из качественного шоколада. В Москве весьма правильно поступили, что воздержались от каких-либо резких заявлений по армянскому вопросу. К слову говоря, в Европе и США тоже не стали форсировать ситуацию. Возможно, что неофициальные контакты Москвы также сыграли свою роль в достаточно мирном протекании политического процесса в Армении.


    14:26
    Уважаемые эксперты, учитывая достаточно неоднозначное отношение к Медведеву внутри страны и за ее пределами, можно ли говорить о том, что его очередное назначение на должность премьера стало плодом серьезных размышлений и достаточно сложных компромиссов и для него самого и для президента Путина в результате реализации которых Медведеву пришлось пожертвовать частью преданной ему команды, а Путину, возможно, в том числе, и в угоду Западу, все же пойти на его очередное назначение? Как, по вашему мнению,будет воспринят новый-старый премьер и состав правительства руководством КНР, которое, насколько мне известно - я в этом смысле вполне доверяю оценкам известного экономиста Михаила Хазина - отнюдь не в восторге от деятельности сонма либералов в российском правительстве? Можем ли мы рассчитывать на новые широкомасштабное проекты с китайцами после всех этих кадровых перипетий?

    14:35
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Проекты с Китаем развиваются и по данному направлению особых изменений не будет. Кстати, вы говорите о том, что в КНР не в восторге от либералов в кабинете министров РФ. Однако в РФ тоже есть много недовольства тем, как КНР предпочитает сидеть на берегу реки и ждать, когда мимо проплывёт труп врага. Как мне кажется, вы прекрасно понимаете о чём я говорю. Это и вопросы мировой политики, и вопросы экономического сотрудничества. У КНР есть свои интересы, у РФ свои. Игра в одни ворота никогда не делала футбол красивым. Поэтому Пекину тоже стоит более активно заниматься не только своим собственным карманом, но и развитием РФ, если Китай хочет иметь сильного союзника. Иначе при очередном потеплении отношений РФ и Запада Пекин рискует остаться в гордом непонятом одиночестве. В целом, в мировой политике наиболее продуктивный путь это путь разумного эгоизма. То есть следует блюсти свои интересы, но и нельзя забывать об общем доме. Назначение Д. Медведева это, конечно, очередной компромисс. В Кремле много башен и каждая из них конкурирует за лучшую жизнь. Однако радует то, что президент всё же озвучил, что на грядущие 6 лет главным приоритетом является улучшение жизни граждан, в том числе снижение числа бедного населения. Поэтому можно рассчитывать хотя бы на попытки сократить колоссальный разрыв в доходах, что, в итоге, будет полезно и богатейшим людям страны, поскольку увеличит их доходную базу.

    15:18
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Очевидно, что выдвижение Дмитрия Медведева на пост Премьера был сделан не из-за хороших с ним отношений, а является результатом скорей всего целого ряда компромиссных решений. Не исключено, что сутью этих компромиссов является как раз перераспределение ролей в новом кабинете и смещение политических центров тяжести в Кабмине в сторону людей, которым отводится роль главных реализаторов задуманных реформ. Вне зависимости от того, какая часть из них имеет шансы быть реализованной. Что касается изменения взаимоотношений с Китаем на этом фоне, мне кажется, в последнее время стало приходить понимание, что политика в отношении Поднебесной со стороны руководства России должна быть при общем сохранении дружественности более твердой. И вряд ли при назначении Медведева кто-то принимал в существенный расчет мнение Китая.

    15:28
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Медведев - идеально устраивает президента по единственному критерию - лояльность. В условиях четвертого-пятого срока это единственная важная характеристика второго человека в государстве. И никаких интересы экономические, геополитические или другие в этом контексте не рассматриваются вовсе. И никаких особых компромиссов в составе нового-старого правительства я не вижу.


    13:23
    ВВП
    Какие шаги нужно предпринять властям, чтобы достичь ими же поставленных целей - ускорение экономического роста и рост доходов населения? Спасибо

    13:44
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Стимулировать инвестиционный процесс - тандем государственного инвестирования и бизнес-сообщества.

    13:45
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Ускорить рост, а я имею в виду устойчивый рост, можно только через рост производительности труда. Обратный показатель производительности - издержки. То есть необходимо добиваться систематического снижения издержек производства товаров и услуг. Безусловно, часть издержек - технологические, управленческие и тд - это исключительно прерогатива самих производителей. Но есть часть издержек бизнеса, связанная с государством. На сегодняшний день эти издержки составляют выше 30% издержек производства в среднем по стране - оценка на основе репрезентативного опроса бизнеса. И это только по 7 сферам регулирования, не включая коррупцию и тд. То есть - аудит регуляторики, отмена ненужных процедур и тд, при повышении качества предоставления госуслуг бизнесу - позволят бизнесу сэкономить на издержках и повысить производительность.
    Другая важная составляющая реформ должна быть связана с привлечение иностранных инвестиций. Да, политическая ситуация играет сейчас против этого, но нужно отдавать себе отчет в том, что устойчивого роста в современном мире без иностранных инвестиций будет невозможно достичь. Ни одна страна в мире - ни развитая, ни развивающаяся, не может демонстрировать устойчивый рост, если ее производители не участвуют в поставках своих товаров и услуг на мировые рынки. Выйти на мировые рынки российским компаниям в значительных объемах возможно только через вхождение в существующие сети транснациональных компаний.
    А третья, не менее важная задача государства для достижения устойчивого роста экономики - это повышение качества человеческого капитала - образование, здравоохранение и тд. В условиях нашей демографической ситуации это является одной из первостепенных задач.

    14:28
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Как я уже писал в ответах на другие вопросы, необходимо улучшать условия для того, чтобы деньги оставались в экономике. То есть необходимы выгодные условия для вложения средств в новые производства и услуги. За счёт этого будет расти база спроса на труд, а через неё и оплата труда. Таким образом, экономика получит сильное основание в виде богатеющего населения. Если же мы продолжим делить одну курицу, то она быстро закончится. Кроме того, стоит повысить качество управления государственными ресурсами, то есть повысить ответственность за работу чиновников и государственных менеджеров. Этого вполне будет достаточно, чтобы совершить первичный рывок.

    14:49
    Юрий Зайцев,  старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы
    Добавлю к комментариям коллег еще отсылку к своему предыдущему комментарию о структурных реформах, которые касаются и изменения условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций в отдельные сектора экономики (включая прямые иностранные инвестиции).


    13:21
    Аркадий
    Какие кадровые перестановки и назначения в правительстве и в других подразделениях госаппарата способны вызвать сильную реакцию инвесторов? Какое решение рынок может воспринять негативно?

    13:45
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Рынок реагирует не на кадры. А на динамику экономики и перспективы отдельных компаний.

    13:47
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Кадровые перестановки при неизменном процессе принятия решений и отсутствии политической конкуренции внутри государства - не могут вызвать никакой реакции инвесторов.

    14:23
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Наверное, если бы вице-премьером стал Кудрин, то это могло бы стать позитивным. Однако Кудрин согласится лишь на пост главы правительства, хотя сам он особого желания по данному вопросу не испытывает. В остальном, назначение Д. Медведева на пост главы кабинета уже ответило на все существующие вопросы. Реакция рынка почти никакая.


    13:16
    Незнайка
    Что будет теперь с рублем? Возврата к последним досанкционным уровням уже не ждать? Какие факторы будут сейчас определять его динамику в первую очередь? Ваш прогноз на конец года?

    13:38
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Скорее всего отечественная валюта перешла на новые уровни, от которых и будет «плясать» в дальнейшем. Нельзя, конечно, исключать отдельных «походов» рубля в район 58-60 рублей за доллар — обстоятельства вполне могут способствовать подобной динамике (в частности, если стоимость углеводородов будет расти и далее, или хотя бы достаточно прочно закрепится на этих уровнях, а так же если Минфин сократит закупки валюты - сейчас на его счетах уже 1 трлн. рублей, а к 6 июня планируется довести цифру до 2,1 трлн., направляя значительную часть на закупку валюты, что как раз и не дает сейчас укрепляться рублю. Только в мае планируется направить на закупку валюты 322,8 млрд. рублей - по 16,1 млрд. руб. в день), однако в целом стоит начать привыкать, что новое гнездо рубль свил все же в районе 61–62 рубля за доллар и 75–76 рублей за евро, откуда и будет совершать в течение мая вылазки в обе стороны.

    13:48
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Рубль опирается (как и всякая валюта) на национальную экономику. Мы слегка окрепли. Окреп и рубль. Хотя уход Банка России с рынка спровоцировал размашистые колебания курса. Судя по всему наша валюта в парах обрела равновесие, но возврат к прежним значениям невозможен. Только если мы покажем чудеса повышения эффективности. Но в экономике чудес не бывает.

    14:21
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Стоит определиться с вопросом уровней до каких санкций? На текущий момент рубль крайне недооценён, как по параметрам сальдо счёта текущих операций и торгового баланса, так и по ценам на нефть, так и по валютным резервам. Его текущая слабость определяется довольно агрессивными валютными интервенциями Минфина, а также условиями движения капитала. Вряд ли цены на нефть удержатся на текущих уровнях, но и падение котировок до $30-$40 сейчас весьма проблематично. Поэтому 58-60 за доллар это вполне реальные цифры, если ситуация в мировой политике немного разрядится, а экономика начнёт демонстрировать более высокие темпы роста. При 5%-6% росте ВВП можно будет даже говорить об укреплении рубля до 50 рублей за доллар.

    16:15
    Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
    У рубля сохраняется потенциал для периодического укрепления в течение 2018 года до отметок в районе 60.5-61 в паре с долларом. Однако с учётом существующих на данный момент рисков (геополитика, пониженный интерес к исковым активам на глобальных площадках) рубль, вероятно, останется под умеренным давлением в ближайшее время. К концу года мы ожидаем значения рубля в паре с долларом на отметках ~63.


    13:12
    Семен Семеныч,  Горбунков
    как вы считаете, ув.эксперты! помощь попавшим под санкции олигархам (и первому в ряду - Дерипаске) будет оказана за счет алюминиевых интервенций и обвала рубля?

    13:49
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Вряд ли обвал рубля для этого понадобится.

    13:50
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Думаю, все-таки нет. Наиболее рациональный путь - стабилизационные возвратные кредиты на время адаптации компании к новым реалиям. Рынок алюминия дефицитный, поэтому решение проблем с поставками вполне реально. Но требуют управленческой разворотливости.

    14:11
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Скорее всего нет. О. Дерепаска не стоит макроэкономической стабильности. Наиболее вероятен вариант национализации с лишением О. Дерепаски реального контроля над активами.

    14:42
    Юрий Зайцев,  старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы
    Более вероятный сценарий - национализация части акций "Русала". Безусловно, предприятие имеет системное значение для отрасли, влияя на факторы предложения и спроса на рынке. Тем не менее, влияние отрасли не насталько сильно в экономике, чтобы влиять на параметры спроса на национальную валюту.


    12:56
    Уважаемые эксперты,все мы, конечно же, обратили внимание на отсутствие в предполагаемом составе нового правительства таких фамилий как Шувалов,Дворкович,Рогозин. Причем, не включение в состав правительства Рогозина многие эксперты связывают, как будто, с недостаточной эффективностью его деятельности в занимаемой должности, тогда как отсутствие в предполагаемом списке Шувалова и Дворковича объясняется, в том числе, весьма одиозным характером ореола окружающего их имена и деятельность, обросшего к тому же множеством легенд,мифов, слухов, в том числе, о собаках в парижских выставках, лондонской недвижимости,связях с олигархами и их (олигархов) криминальной или околокриминальной деятельностью, и делающим их, в некотором смысле, едко сатирическими, я бы сказал, салтыково-щедринскими персонажами современной российской действительности. Свидетельствует ли эти кадровые решения о совершенно четких намерениях гаранта конституции впредь строить работу правительства на неких четких критериях эффективности и, хотя бы, минимальной порядочности или скорая политическая реинкарнация указанных выше персонажей вполне возможна уже в ближайшем будущем в,возможно, подредактированной свыше ипостаси?

    13:14
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Не думаю, что Дворковича или Шувалова отправят на пенсию. Более того - существенно отдалят от дел. Рискну предположить, что они перейдут в категорию "серых кардиналов" или иного рода советников, имеющих существенный вес в принятии решений.

    13:54
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Не думаю, что это свидетельствует в пользу того, что эффективность встанет во главе угла. Оставшиеся в правительстве - не отличаются какой то высокой эффективностью. Скорее давали меньше повода для внимания со стороны сми, а это не тоже самое, что высокая эффективность. Эффективность можно ожидать тогда, когда работают механизмы конкуренции, то есть карьера высокопоставленного чиновника зависит от результатов его работы. В нашем случае - это давно не так. Карьера зависит от степени лояльности начальнику. И в этом плане - ничего не изменилось.

    14:09
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Как правило, огромный управленческий опыт таких фигур находит применение.

    14:10
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    И. Шувалов, по слухам, давно просил отпустить его на почётную пенсию, чтобы заняться собой на каком-нибудь посту в госкорпорации. Позиции А. Дворковича пошатнулись некоторое время назад, о чём в прессе было много косвенной информации. Д. Рогозин, действительно, получил весьма много критики за свою работу при, фактически, неограниченных возможностях. В какой-то мере правительство становится более гражданским с возможностью будущей жертвы фигурами. Если же говорить о финальной части вашего вопроса, то – да – правительство становится более равноудалённым, а вот возвращение прежних фигур вряд ли предвидится. Надо ещё помнить то, что текущий президентский срок будет весьма сложным по причине того, что основные действия руководства будут осуществляться в первые 2-3 года, а вот затем резко обострится внутриполитическая борьба.


    12:43
    В СССР было около 20 министерств по отраслям промышленности, а сейчас министерство Торговли и немного промышленности. А этого достаточно?

    12:53
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Считается, что в рыночной экономике достаточно управлять финансовыми потоками, осуществлять макроэкономическое регулирование, а отраслевое развитие фактически отдается корпоративному сектору. Но стратегически важные отрасли замыкаются на "свои" министерства. Есть ещё министерство экономики, которое хотелось бы видеть в более активном состоянии в плане воздействия на экономические процессы. На мой взгляд, на данном этапе министерство, которое занимается непосредственно промышленным развитием, было бы более, чем уместно.

    13:10
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    В США, к примеру, Кабмин состоит из 13 министерств, Госсекретаря и Генпрокурора. При этом деление ведется не по промышленным отраслям (в этом нет никакой необходимости), а по базовым направлениям функционирования государственных институтов. Излишняя зарегулированность не приведет к повышению эффективности, но наплодит чиновников и горы ненужной регламентирующей документации.

    14:00
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Как мы знаем, в 70-80ые годы количество министерств не спасло СССР. Задачи и смысл министерств в СССР и современной России значительно различаются. В отсутствии рынка во многом министерства и Госплан пытались реализовать его функции. В современных условиях материальный баланс в экономике достигается рыночными механизмами и за отраслевыми министерствами остается роль регулятора и лоббиста. Также нужно иметь в виду, что министерства всегда стремятся увеличить свои полномочия, что не всегда хорошо для экономики.

    14:02
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Советская система министерств определялась централизованным и плановым управлением народного хозяйства. То есть в руках министерства сосредотачивались все родственные производства, научные учреждения и прочие межотраслевые услуги. В американской системе всё отдано на откуп корпораций и отраслевых ассоциаций, которые, по сути, стали частными министерствами. Необходимость какого либо учреждения определяется потребностью в продвижении определённой линии. Помните фантастику с академией радости и горя? Так вот, если ставится задача увеличения этой самой радости, то возникает подобное отраслевое учреждение, которое занимается продвижением данного вопроса. Промышленность в РФ децентрализуется и действует, фактически, без какого-то общего плана. Поэтому одного министерства промышленности для учёта статистики и распределения государственного заказа вполне достаточно при текущих реалиях.

    14:34
    Юрий Зайцев,  старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы
    Сейчас в России совершенно другая структура экономики. Сейчас не плановая, а рыночная экономика. Многие проблемы имеют межсекторное значение. Более того, многие вопросы решаются в межведомственном разрезе. Часто такой подход является более эффективным в отличие от ситуации закрепления полномочий лишь за одним ведомством, поскольку общие параметры результативности декомпозируются на уровень отдельных министерств и ведомств.

    15:08
    Волчковой. В СССР, при всех проблемах, всегда был экономический рост (даже в период т. н. застоя). У нас с 2008 г. не вырос ВВП, ни практически не изменилась его структура. Такой застой 10 лет и всё т.н. "экономисты" все молчат по этому поводу. После длительного застоя можно ждать крах экономики и т.д.

    15:11
    Т. н. финансовая грамотность для детей - господа Кудрин и Греф уже с малых лет хотят учить детей "держать яйца в разных корзинах" и спекулировать на бирже.


    12:40
    Самое,главное это цель, что мы строим и куда стремимся. Был социализм и коммунизм, а что теперь, цель какая? Сделать чиновников и олигархов богаче? Что бы чего то добиться, правительство надо уважать и доверять. А этому правительству уже сейчас разве верят и не доверяют. Мутко поднял спорт, теперь строить будет

    12:55
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Вспомним Маркса: "Самый плохой архитектор отличается от самой искусной пчелы тем, что у него есть план". Увы ....Полагают, что надо дать свободу действий на рынке, а там всё как-то само собой урегулируется.

    13:04
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Спорт. Строительство. Дальше возглавит Минздрав или Банк России? Я не уверен, что стоит переназначать успешных министров от спорта в иные, куда более сложные сферы, дабы не столкнуться с очевидным "достижением уровня некомпетентности" по Принципу Лоуренса Питера.

    13:57
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Хотелось бы вас отослать к текстам Бестужева-Лады, у которого я немного учился, но ситуация с тех пор поменялась. В какой-то мере мы можем говорить о формировании государства корпорации. Это, конечно, не самый плохой вариант. В конце концов, Сингапурская модель это достаточно эффективный способ выживания в мировой политике. Однако для повышения эффективности такой модели нам ещё предстоит пройти очень долгий путь. Тем не менее, эта идея в различных ракурсах озвучивалась различными представителями руководства страны. пока социализм отошёл на второй план, но он ещё вернётся при должной степени развития средств сбора и обработки информации, а также производства товаров и услуг.


    12:01
    Уважаемые эксперты,одной из основных интриг последнего времени является, насколько я понимаю,уже озвученное Медведевым желание назначить на должность Первого заместителя Председателя Правительства РФ Антона Силуанова, которого давно уж преследует, и надо сказать небезосновательно,репутация креатуры Кудрина в правительстве. Насколько это назначение способно изменить расклад сил в правительстве? Является ли оно, в некотором смысле, знаковым и свидетельствующем об усилении роли финансового блока и либеральной, псевдолиберальной идеологии в системе госуправления? Насколько, вообще говоря,назначение Силуанова способно усилить экономическую составляющую,в противовес, возможно, волюнтаристской в процессе принятия управленческих решений, учитывая то обстоятельство, что Силуанов и ранее обладал весомым влиянием, а указанную выше должность занимал Шувалов, которого многие также считали, и тоже, надо сказать, небезосновательно, креатурой Кудрина или, уж во всяком случае, одним из основных проводников либеральной идеологии в правительстве?

    12:19
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Добрый день, Оскар 777. Рад видеть постоянных участников наших конференций. Собственно, Вы задали настолько развернутый вопрос, что фактически сами же в нем и ответили на бОльшую часть того, чем интересовались. Да, Шувалов считался креатурой Кудрина (хотя, на мой взгляд, именно "считался" и довольно давно). Да, Силуанов в какой-то мере считается кратурой Кудрина. Да, влияние Силуанова, несмотря на его политический вес, весьма ограничено. И, полагаю, будет почти так же ограничено в случае его назначения на должность первого заместителя Премьера. Со всеми постулатами в Вашем вопросе трудно не согласиться. Непонятно, на что осталось отвечать. Впрочем... В условиях новых экономических реалий (стагнационные явления в экономике, западные санкции, необходимость срочного и глубокого реформирования экономики), возможно, что назначение Силуанова на этот пост как раз и будет иметь целью усиление финансового блока.

    13:00
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Не могу сказать, чья именно креатура первый вице-. Но , судя по его прежней деятельности, отличавшейся бухгалтерской скрупулёзностью, а не нацеленностью на развитие экономики, на повышенные темпы роста рассчитывать трудно. Некоторые пытаются объяснить предложение по его кандидатуре приоритетом макроэкономической стабильности. Но нам нужна не стабильность, а динамика.

    13:52
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Какой-либо существенной разницы в приходе А. Силуанова на пост вице-премьера с сохранением портфеля министров финансов нет. Сам И. Шувалов, по слухам, просил перевести себя на менее пыльную работу в какую-нибудь госкорпорацию. Соответственно, общий баланс условно либералов и условно консерваторов в правительстве не поменяется. Особенно это заметно по перестановкам других вице-премьеров. Для меня больше значения имеет назначение Т. Голиковой (человека с выдающимися способностями памяти и обработки информации) на социальный блок. Возможно, что правительство будет семь раз отмерять, прежде чем делать надрез, когда пойдёт речь о каких-то непопулярных мерах. То есть это, вероятно, усиление более консервативной линии президента, чем либеральный приток свежих сил. Возможно, что я и ошибаюсь. В любом случае, перестановка значимых постов говорит о том, что необходимость изменений осознаётся, но руководство страны пытается подойти к этому вопросу с определённой осторожностью. А. Силуанов это скупость в государственных расходах, Т. Голикова это наведение порядка в государственных расходах. При наличии этих двух составляющих можно обнаружить дополнительные ресурсы для каких-либо государственных программ.

    13:56
    Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
    Пока нет полной информаций о распределении постов в новом правительстве Д.Медведева, поэтому мне кажется преждевременным делать выводы об изменении расклада сил.

    14:25
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Я смотрю на данную ситуацию с точки зрения того, что новое правительство формируется не на 6 лет, а года на 3-4. И существенные изменения в составе произойдут тогда, когда определится ситуация с преемником и необходимо будет обеспечить его команду в том числе и в правительстве. А на данный момент задача - на создавать внутри правительства условий для усиления одних групп влияния за счет других. Уход Шувалова - был предсказуем. И выбор Силуанова на пост первого вице премьера выглядит логичным - имея политический вес, тяжеловесом он не является. Даже то, что полномочия Дворковича и частично Шувалова теперь планируют разделить, как минимум на трех вице премьеров -тоже указывает на понижение политического веса каждого отдельного вице премьера.

    13:50
    Здравствуйте, также рад видеть и слышать. Развернутые вопросы пытаюсь задавать, возможно не всегда удачно,разумеется,не в качестве самопиара, а с целью максимальной конкретизации смысла вопроса, главным образом, для того контингента участников конференции, который не вполне в теме, но искренне пытается разобраться в хитросплетениях российской политической действительности. Думается, что такие люди здесь есть и их немало.


    11:33
    Александр
    Добрый день. Учитывая непростую геополитическую ситуацию, учитывая макроэкономические реалии какое соотношение между российскими акциями и облигациями в портфеле вы бы смогли посоветовать на сегодняшний день? Благодарю вас.

    13:02
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Перспективные отрасли перспективными и останутся. Посмотрите на особенности и основные векторы развития экономики. Ответ там.

    13:44
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Пока заявления и действия правительства говорят о сохранении прежних приоритетов. Поэтому в портфеле целесообразно держать лидеров отраслей, на которые делается акцент: «Северсталь», «Роснефть», немного энергетики. Кроме того, я бы рекомендовал присмотреться к строительному сектору, если уж президент требует увеличить объёмы строительства. Остальные соотношения акций и облигаций это дело вкуса, или личных предпочтений управления рисками. В любом случае, разнообразие инструментов это залог стабильности портфеля, хотя, конечно, и повод для снижения его доходности.


    10:45
    Сергей Самсонов,  ИП Самсонов СВ
    Какой прогноз на лето для российского фондового рынка?

    13:40
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Лето это очень долгий период, поскольку он включает исторически слабый июнь, тревожный июль и непредсказуемый август. Поэтому пока не вижу индекс МосБиржи выше 2400, но и падать ему особо некуда, разве только повторить апрельские минимальные значения в районе 2050.

    13:51
    Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
    Мы полагаем, что в краткосрочной перспективе прояснится история с возобновлением эмбарго против Ирана, что может привести к росту волатильности цен на нефть. Вторая тема, определяющая динамику рынка в начале лета- это дивидендные выплаты. После дивидендных выплат ряд инвесторов может решить зафиксировать прибыль, поэтому в середине лета ожидаем снижения индексов. Основной период отсечек по дивидендам крупнейших компаний РФ приходится на период с середины июня по 16 июля.

    13:54
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Думаю, радикальных изменений ждать не стоит. Дела в экономике , конечно, не блестящие, но и оснований для пессимистических выводов тоже нет. Лето через месяц наступит. Слишком короткий срок для резких поворотов.


    10:06
    Николай,  ----------------
    Когда будет создан рынок потребителей?

    11:50
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Полагаю, он начнет формироваться при стоимости нефти менее 40 долл./барр., либо рисках возникновения очагов социальной напряженности, когда у элиты просто не будет иных вариантов сохранения своих доминирующих позиций, кроме как за счет реформирования экономики.

    13:39
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Когда в экономике появится полномасштабная конкуренция. Сейчас она существует лишь в отдельных секторах, например: продовольствие, связь. В целом, проблема потребительской экономики это баланс между предложением и спросом. Предложение должно быть конкурентным, чтобы спрос мог влиять на экономические тенденции. Естественно, что для этого требуются и более высокие доходы населения.

    16:03
    Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
    Вероятно, по мере снижения доли государственного участия в ключевых отраслях экономики.


    10:04
    Собирается ли новое правительство делать с набившей оскомину нефтяной зависимостью экономики (и что)либо будет также плыть по течению надеясь на удачу в нефтяных ценах?

    11:46
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Если верить формальным заявлениям, то собирается. По-факту, полагаю, правительству это не очень выгодно. В свое время руководство страны изначально стояло перед дилеммой: проводить глубокие экономические реформы, которые существенно затронут структуру производства в России и в некоем будущем позволят выйти государству на восходящий тренд, основанный на развитии новых технологий и увеличении доли товаров и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости. Но чреватых социальными потрясениями в связи с возможными колебаниями курса рубля, ростом безработицы в отдельных отраслях и регионах, необходимостью переквалификации или даже миграции трудовых ресурсов и т.д. Понятно, что социальные напряжения несут в себе угрозу устойчивости политической элиты. Либо направить основные усилия на сохранение некого гарантированного социального минимума для максимально широких слоев населения. Когда курс рубля относительно стабилен, зарплаты пусть и почти не растут, но зато население в высокой степени обеспечено работой по месту жительства и основной специальности (пусть даже и на условиях самозанятости, доля которой в экономике превышает четверть). Формирование же доходной части бюджета для обеспечения заявленного уровня жизни, гарантирующего выживание и умеренное спокойствие, во многом строится на добыче и экспорте ресурсов. Так как в условиях отсталой экономики и низкого уровня производительности труда иных источников просто нет. Второй вариант фактически блокирует любые глубокие реформы, но обеспечивает низкий уровень социальной напряженности в обществе и высокую электоральную поддержку правящей элите со стороны практически всех слоев населения. И, соответственно, дает определенные гарантии сохранения доходов этой самой элиты при относительно низких рисках социальных взрывов. Был выбран, как вы понимаете, второй путь. Сейчас предпринимаются некоторые попытки реформировать отдельные отрасли экономики, судя по всему на фоне понимания, что дальнейшее отставание может стать уже необратимым. Но пока в основном в режиме директив и ручного управления, что крайне низко эффективно. Без создания здоровой конкурентной бизнес-среды, основанной на кардинальных реформах в первую очередь в сфере права, а также защиты частной собственности и бизнеса, глубокие реформы невозможны. Так что с "нефтяной иглы" мы периодически слезаем, но ровно в той степени, в какой снижаются цены на энергоносители, и доля их в общих доходах государства снижается естественным путём.

    13:10
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Дрейф в сторону диверсификации экономики заметен. Но не такой динамичный, как хотелось бы. На мой взгляд, надежды можно связывать с направлением бюджетных денег в сектор крупных корпораций, что позволит преодолеть инерцию покоя (как известно, весьма сильную). Причем инфраструктурные проекты (типа лыжных трамплинов) не решают проблему. Инвестиции масштабные, но инновационная составляющая незначительная. Вокруг крупных корпораций строится малый бизнес, о котором столько разговоров.

    13:37
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Правительство уже многое делает в этом направлении. Если вы в курсе, то в 2017 году РФ заняла первое место в мире по экспорту пшеницы. В текущем году никто эту пальму первенства не собирается отдавать. Так что ждём новых заявлений американского Минфина о недемократичных зерновых из Ставропольского края. В первые четыре месяца текущего года экспорт зерна из РФ вырос уже на 43% по сравнению с аналогичным периодом год назад. Экспорт стали в Евросоюз увеличился в I квартале на 139%. В целом, рост не сырьевого экспорта в последние пару лет имеет устойчивую динамику к увеличению, что, к слову, и стало одной из причин резкой реакции американского Минфина.

    14:16
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Нет, я не ожидаю, что это правительство сможет что то сделать. Для этого необходима политическая воля и пересмотр, в том числе, внутренней и внешнеполитической повесток. А при той цене нефти, что мы имеем сейчас, у власти нет никакого стимула менять ситуацию.

    16:02
    Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
    Собирается, и необходимо признать, что практические шаги делаются. Однако скорость трансформаций оставляет желать лучшего. Ситуацию несколько осложняет тот факт, что относительная стабильность, которая была достигнута большими усилиями, контрастирует с реформаторскими идеями, которые могли бы добавить скорости изменениям.

    15:15
    Четверть века не делало, а вот теперь, возьмёт и сделает. Не смешно


    10:00
    Хороший вопрос сформулирован в заглавии конференции: где искать по Вашему мнению источники роста?

    13:15
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    У нас есть неоспоримое преимущество- ненасыщенный внутренний рынок. Правда, это пока не рынок в полном смысле слова, поскольку у людей мало денег. Но если заниматься собственной экономикой, стимулировать инвестиционный процесс и создание рабочих мест (и по линии государственных расходов и бизнеса, что следует рассматривать , как взаимодополняющие , а не исключающие компоненты), то на прогресс можно реально рассчитывать.

    13:29
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Источников роста у нас довольно много. Михаил Беляев верно подчёркивает то, что у нас ещё крайне неосвоенный внутренний рынок. Естественно, пока он также находится в зачаточном состоянии, поскольку государство не научилось генерировать богатство собственного народа. Фактически, все возникающие излишки накоплений немедленно уничтожаются дефицитной природой нашей экономики. Пожалуй, что первым позитивным примером в этой области стал рынок продовольствия и продовольственная инфляция. На фоне низких доходов населения увеличилось предложение продуктов питания, что привело к снижению темпов роста цен. Более того, при росте доходов населения темпы роста цен на продовольствие могут даже отставать. Существенным ресурсом экономики являются те капиталы, которые постоянно утекают из страны. Внутри для них нет выгодных условий инвестирования в новые отрасли. Плюс к этому есть весьма большой экспортный потенциал по многим группам товаров. Китай уже давно теряет свои преимущества в качестве мировой фабрики, так как зарплаты в поднебесной растут. Их выход это модернизация и роботизация производств. Мы также могли бы стимулировать подобный путь развития через налоговые льготы и каникулы для новых и модернизируемых производств. К слову говоря, финансовый рынок в этом отношении только выиграет. Если будут выгодные условия для инвестирования, то на рынке появятся соответственные инструменты, через которые население могло бы участвовать в модернизации страны. В целом, у нас достаточно собственных ресурсов, как у богатого слоя населения, так и у широких масс. Однако условия для инвестирования весьма зачаточные и весьма рискованные.

    13:52
    Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
    Если коротко, источники роста можно искать в устранении административных барьеров для ведения бизнеса. По секторам, точки роста можно найти в реализации таких преимуществ как (а) высококвалифицированные IT-специалисты; (б) разнообразная и красивая природа с богатым культурным наследием.

    14:24
    Юрий Зайцев,  старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы
    Перспективные источники роста для российской экономики могут быть связаны со структурными реформами. Дополнительный импульс могут дать именно системные изменения во взаимосвязи между секторами экономики с учетом специфики их выпуска и вклада в ВВП. Частично этому могут способствовать уже запущенные инициативы, направленные на цифровизацию российской экономики. Сейчас вклад цифрового сектора в российском ВВП не превышает 2,8% (тогда как в Корее этот показатель выше 10%). Развитие цифрового сектора может стать дополнительным источником для роста отечественной экономики.

    14:56
    Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
    Снижение административного давления на малый и средний бизнес, повышение качества судебной системы - защита института частной собственности, прекращение конфликтов с Западом и выстраивание конструктивного диалога - это меры, которые в перспективе могли бы придать значительный импульс российской экономике.

    16:02
    Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
    Источниками роста национальной экономики в текущих условиях могут выступить преимущественно внутренние ресурсы. Здесь вновь стоит обратиться к таким “избитым” темам как повышение эффективности и конкурентоспособности локальных производств, развитие экспортного потенциала и повышение конкуренции на внутреннем рынке, повышение инвестиционной привлекательности, развитие территорий (в том числе создание “рабочих” ОЭЗ/СЭЗ).

    16:20
    Ну, конечно же,и Беляев и Кочетков дали исчерпывающий ответ на вопрос, исходя из традиционных представлений о состоянии российской и мировой экономики. Но, с другой стороны,если исходить из их логики, то используя эти самые - перечисленные ими и пока еще нереализованные - вот уж почти 30 лет с момента развала СССР, к несчастью - резервы - российская экономика должна бы уже давно пребывать в значительно лучшем состоянии, нежели пребывает сейчас. Что же мешает реализации этих резервов на ... Далее →


    09:43
    В отношении внешней политики - помогло бы введение в кабинет каких-либо людей допустим улучшить отношения с Западом или придать ей новые векторы и импульсы развития?

    11:57
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Мне кажется наличие в кабинете отдельных, пусть даже и очень ярких, умных, талантливых персоналий в условиях фактически ручного управления внутренней и внешней политикой, вряд ли способно оказать глобальное влияние на отношения со странами Запада. Хороший профессионал способен сглаживать острые углы, смягчать удары, подавать государство в несколько более выгодном свете. Но кардинально изменить вектор направления отношений между странами он не в силах в виду отсутствия соответствующих компетенций. Да и позиция Запада, если честно, не слишком дружелюбна, чтобы он стал её пересматривать только из-за наличия в правительстве "новых Горчаковых"

    13:19
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Ухудшение отношений с Западом имеет объективную основу - мы встали на путь возврата былых позиций на мировой арене. Но согласен, что нам надо бы меньше сил и времени тратить на "ответы", а заниматься своим хозяйством. Это и будет наиболее эффективным ответом. И, кстати, прочным фундаментом для удержания лидерства.

    13:21
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    За тысячу лет уже можно было бы привыкнуть к тому, что никакие люди в кабинете, кроме усиления экономики и военной мощи с одновременным формированием пула союзников, не помогают наладить отношения с Западом. У каждого государства, или системы есть свои сугубо личные интересы. Западная система хозяйствования предполагает захват новых рынков. Поэтому любая конкуренция на этом поле будет вызывать активное противодействие. Это базис системного анализа. Что-либо может поменяться в том случае, если у множества систем появится общий враг, общая проблема, или внутренний кризис какой-либо системы заставит её войти в частичное, или полное подчинение к другой системе. То есть СССР был очень востребован, когда возникла необходимость бороться с тоталитарной системой Европы в 30-40 годы прошлого века. Но это не помешало В. Черчиллю немедленно объявить о холодной войне после того, как необходимость в СССР пропала.

    14:02
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Я не ожидаю резких изменений во внешней политике. Выйти на мировой рынок с массовым продуктом будет сложно по разным причинам. Это и санкции, и технологическое отставание, и непривычка работать в нетепличных условиях и многое другое. По-сути, мы сейчас успешно можем продавать на внешние рынки лишь вооружения, во-многом, за счет низкой производственной себестоимости, удовлетворительных технических и эксплуатационных характеристик и, отчасти, дотаций, обусловленных политическими причинами. Экспорт гражданской техники требует больших усилий. Придется демпинговать и субсидировать продажи, а, чтобы сохранить приемлемое качество, придется, в свою очередь, импортировать комплектующие, технологии, оборудование для производства из США, стран Азии и Европы. Практика показывает, что политические и экономические позиции в странах, которые соглашаются импортировать продукцию из России, не отличаются долговременной прочностью. СССР, в свое время, много поставил и построил в Африке, странах восточного блока, Афганистан, но этот бизнес в результате оставил многомиллиардные убытки. Попытаться повторить опыт, на мой взгляд, чревато тем, что в итоге можно прийти к тем же результатам, что и 20 лет назад. Более перспективный путь, на мой взгляд – это инвестиции в компании, которые уже успешно продают на мировом рынке. А со временем можно локализовать часть их производства в стране.

    15:02
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Введение в правительство новых людей не может улучшить отношения, для этого существенно наличие политической воли одного человека. Но при наличии этой воли, новые люди в МИДе будут крайне важны для реализации этой воли.


    09:30
    В отношении пенсионной реформы - в условиях грядущей роботизации (прежде всего в сфере услуг), которая вышвырнет на улицу миллионы и возможного в ближайшие годы спада(а может быть полномасштабного кризиса кто знает)мировой экономики (приведет к тому же)считаю повышение пенсионного возраста в параметрах Кудрина(повышение аж до 8 лет) полной чушью. Реальные резервы правительства - частичная либо полная (либо отдельным категориям)ликвидация пенсий работающим пенсионерам, урезание льгот (как отдельным категориям, так и всем допустим с 5 до 3-4 лет и с 10 до 9-7), небольшое (в пределах нескольких(1-3) лет) повышение возраста для обоего пола.Какой из вариантов(либо их комбинацию) выберет новое правительство(думаю именно ему предстоит решать проблему)? Какой вариант предложите Вы? Пытались ли Вы подтвердить свой вариант какими-либо расчетами, что да, именно он позволит решить эту насущную проблему?

    12:09
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Я не вижу, если честно, никаких признаков фатальной роботизации, способной "вышвырнуть на улицы миллионы трудящихся". (Много езжу по регионам, бываю на разных предприятиях и вижу, что люди работают на станках полувековой давности. И никаких намеков на изменение ситуации там нет). Что касается пенсионной реформы, то я согласен с тем, что система льготных категорий должна быть пересмотрена, так как наряду с теми, кто имеет право выхода на пенсию раньше в силу действительно тяжелых или опасных условий труда, есть множество тех, кто к подобным льготам имеет крайне косвенное отношение. Выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин в нашей стране имеет очень слабые перспективы в силу гендерных традиций (Россия, кстати, тут не одинока). Даже несмотря на то, что сейчас до пенсии фактически доживает лишь 30% мужчин и 93,3% женщин (при том, что после выхода на пенсию разница в сроках "дожития" резко сокращается, составляя 16 лет у мужчин и 26 лет у женщин). А вот повышения пенсионного возраста, полагаю, не избежать и эта норма разумна. В России, кстати, один из самых низких в мире возрастов выхода на пенсию. В программе Кудрина предлагается очень постепенное повышение пенсионного возраста (а не сразу на 8 лет), и начинаться оно должно "не завтра". Но без повышения пенсионного возраста говорить о выходе на коэффициент замещения доходов хотя бы в 40% (кстати, в развитых странах он составляет 50-60%) даже не приходится. Сейчас он, увы, продолжает снижаться, находясь на уровне 34%, и если не передвинуть пенсионный возраст, уже следующее поколение россиян будет получать лишь около четверти того, что они зарабатывали до выхода на пенсию.

    13:14
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Скорее всего, в первые 2 года работы нового кабинета министров пенсионный возраст будет повышен на 2 года. Это максимум того мандата, который получил глава государства без чрезвычайных последствий. Более сильное повышение пенсионного возраста будет означать то, что на следующих выборах победит российский аналог Д. Трампа. Что касается отмены пенсий для работающих пенсионеров, то это весьма наглая идея. То есть, если человек заработал пенсию и продолжает работать, то он никакого права на эту пенсию не имеет. На мой взгляд, это сродни эксплуатации в трудовом лагере. В целом, мне весьма не нравится то, что разговоры о реформах всегда идут по пути урезания возможностей для граждан. Не создания нового и наращивания преимуществ, а через повышение пенсионного возраста, налогов, сокращения расходов на обслуживание населения. То есть вот эта либеральная направленность уже много лет убивает нашу экономику. Для того, чтобы экономика генерировала новый доход, в ней должны существовать определённые ниши с выгодными условиями для денег. Если у нас появились условия для развития сельского хозяйства, то оно начало развиваться и достигать нужных результатов. Если нам необходимы какие-то отрасли производства с экспортным потенциалом, то необходимо снизить налоговую нагрузку на инвестиции, чтобы для денег было выгодно там работать. Тогда будут возникать новые рабочие места, поступать налоги с фонда заработной платы, которые будут пополнять, в том числе пенсионный фонд. И, к слову, совершенно не надо бояться роботизации. Если мы говорим об экономике, где сто человек делят одну курицу, то, конечно, роботы будут являться самыми большими врагами трудового народа, как станки с паровым приводом для луддитов. Однако у нас ещё необходимо столько построить, столько освоить, столько очистить, что никаких рабочих рук роботов не хватит. Вспомните историю последних 50 лет, когда компьютер и развитие средств связи преобразили мировой экономический ландшафт. В начале этого пути в России часто можно было слышать жалобы администраторов о том, как в госконторах запихивали булавки и другую металлическую мелочь в компьютеры, чтобы те ломались, или демонстрировали признаки неработоспособности. Однако внедрение новых технологий не привело к сокращению рабочих мест. Они лишь изменились. В рамках одной из конференций я говорил о том, что на смену рабочему с лопатой придёт рабочий с пультом, с помощью которого он будет управлять роботом с лопатой.

    13:24
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    В пенсионной системе вообще много проблем. Она носит распределительный характер, число пенсионеров растет, сбор и учет взносов в частном секторе в 90-2000-е годы был очень плохим. Система взносов не мотивирует к привлечению рабочей силы, а люди предпенсионного возраста неконкурентоспособны на рынке труда. Не платить пенсии работающим и повысить пенсионный возраст, значит, обострить социальные проблемы. Простое повышение пенсионного возраста приведет к росту безработицы, а что безработных, что пенсионеров кормит государство. По-сути, государству придется либо продолжать платить взносы в пенсионный фонд, увеличивая трансферты год от года, либо реформировать пенсионную систему. Необходимо экономически мотивировать работодателей привлекать молодых и пожилых к труду, а граждан мотивировать к персональным накоплениям. Сейчас размер пенсии мало зависит от размера взносов. Назначая пенсию, государство расставляет приоритеты преимущественно в пользу военнослужащих, чиновников и т.д., а не исходя не из того, сколько взносов в систему выплачено конкретным человеком.

    13:25
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Предложения по пенсионной реформе трудно приветствовать. Полагаю, что мы недооцениваем скорость распространения роботизации. Научно-технический прогресс подобен цунами- волна идёт независимо от качества дорог. Или мы в тренде - или нет. Третьего не дано. А что касается конкретно пенсионеров, то попытки локального решения вопроса с дефицитом денег путем увеличения возраста выхода на отдых, чреваты серьезными социальными перекосами. Как можно продлевать возраст, без создания рабочих мест? Без системы обучения и переобучения?

    14:50
    Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
    Я считаю, что правильным шагом был бы возврат к двухуровневой пенсионной системе, включающей помимо страховой (государственной) еще и накопительный компонент. Иными словами ликвидацию той "заморозки", которая длится с 2014 года. Иные варианты к сожалению не будут работать, учитывая демографические тренды и туманность перспектив возможностей госбюджета.

    13:16
    Алексей, роботизация (как и все остальное) в регионы доходит не сразу.Машины без водителей по нашим дорогам поедут нескоро,но комбайны без комбайнеров и магазины без продавцов - уже реальность.Постепенность же интересует только небольшую часть людей непосредственно прилегающих к пенсионному возрасту, всех остальных волнует конечное значение. Кстати, вопреки распространенному мнению, постепенность может и усугубить ситуацию: чем постепенней процесс, тем верней переходный период прийдется на ... Далее →

    13:41
    Кстати, андрей, необходимость по крайней мере ограничения выплат работающим пенсионерам (будь это полный отказ, полпенсии или доплата скажем до 2 прожиточных минимумов-не знаю) полностью подтверждается именно столь любимым Вами советским опытом(допускаю что Вам просто невыгодно ) и именно это то случай в котором к этому опыту скорее всего придется вернуться.


    09:07
    Кого Вы видете и кого бы сами рекомендовали (не одно и тоже) в следующем кабинете министров? В частности у нас традиционно слабое министерство экономического развития(то что Орешкин переподчинил себе Росстат и теперь интенсивно "улучшает" показатели вряд ли свидетельствует о его силе)которое вместо отстаивания интересов промышленности и производителей фактически пляшет под дудку министерства финансов и ЦБ, что в условиях санкций весьма черевато. Кого бы Вы предложили на это место?

    13:00
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Боюсь, что наши предложения не встретят особого энтузиазма у главы кабинета. Меж тем, вы верно заметили, что в подчинении Росстата Министерству экономического развития есть огромный конфликт интересов. Фактически, министерство само отвечает за то, какими показателями отчитываться. В любой структуре должны быть конкурирующие идеи и независимый контроль с возможностью влияния на исполнителей. Тогда устойчивость такой системы существенно возрастает. Если же функции контроля принадлежат исполнителям, а сами исполнители работают в рамках неконкурентной среды, то система будет двигаться в сторону сохранения энергии, то есть минимальных изменений. Это базис «системного анализа». Поэтому лучше говорить не о персоналиях, а о системах контроля за исполнением задач. Меж тем, в существующей системе весьма низкий уровень ответственности за плохое, или ненадлежащее исполнение.

    13:30
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Министерство экономики действительно занимает весьма вялую позицию. А Банк России, ограничив свои функции денежными вопросами, не видит (и не хочет видеть) запроса со стороны промышленности. Он борется с инфляцией, попутно зажимая экономическое развитие. Небольшие успехи экономического роста - "вопреки", а не "благодаря". Хотя кабинет записал на свой счёт.

    15:06
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Минэкономразвития - это не министерство промышленности. Это скорее министерство реформ, в том числе структурных. Но, к сожалению, уже некоторое время назад оно стало скорее техническим органом, не способным эти реформы возглавить.


    08:53
    Положительно отношусь к переназначению Медведева, но лишь в том смысле, что премьером не станет Кудрин, который со своими "гениальными" идеями типа разоружиться во время войны или не менее "гениальным" проектом пенсионной реформы которая бог весть к чему приведет всех уже достал.Каких бы еще кандидатов Вы бы предложили на этот пост и какая генеральная линия развития страны стоит за Вашим кандидатом?

    09:23
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Пенсионная реформа Кудрина - один из немногих существующих на данный момент вариантов, который более-менее продуман и сбалансирован. Да, там много неприятного для рядового потребителя. В частности - увеличение пенсионного возраста. Но без этого выйти на коэффициент замещения хотя бы в 40% (а это минимальный уровень, требуемый МОТ, членом которой Россия состоит) не получится. Варианты пенсионной реформы в стиле: "... чтобы все выходили на пенсию в 40 лет и получали столько же, сколько работающие..." я, простите, не рассматриваю. Что до премьера, то его назначение не входит в мою компетенцию. Могу лишь уточнить, что переназначение Медведева - это фактическая консервация той ситуации, что наблюдается в экономике сейчас. С крайне невысокими шансами что-то изменить.

    12:55
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Назначение Д. Медведева на пост премьер-министра это ещё не означает, что идеи Кудрина не будут осуществляться. Фактически, вице-премьером с сохранением портфеля министра финансов получает А. Силуанов, который также является сторонником повышения пенсионного возраста. Он был замечен и в критике высоких военных расходов. В принципе, почти любой министр финансов должен демонстрировать скупость. Другое дело, что при осуществлении подобных реформ необходимо помнить об особенностях социально-экономической системы. Людям старше 50-55 лет уже сложно найти работу, особенно при сохранении уровня должности, или повышения. Соответственно, мы рискуем получить весьма недовольную группу населения, которая будет крайне негативно относиться к сложившейся системе. На мой взгляд, любая пенсионная реформа должна начинаться с ревизии расходов на администрирование пенсионных накоплений. Думаю, что многие ещё помнят конкурс на самое красивое здание ПФР. Аналогично стоит действовать и по другим направлениям. Если возрастает стоимость администрирования при одновременном падении эффективности, то стоит начинать именно с менеджмента. Если инструменты контроля и достижения результата будут работать, тогда нам будет абсолютно безразлично, кто станет премьер-министром.

    13:56
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Силуанов более "сильный" бухгалтер , чем Кудрин. Он хоть как-то выходил на макроуровень, экономику за цифрами все-таки видел.


    08:44
    Идея увеличения расходов на социалку и образования вещь конечно хорошая. Но понимают ли правительство и президент, что вложения в устаревшие еще при социализме структуры с 5 процентным кпд дадут минимальный эффект? Необходимы реформы в этих сферах прежде!Пока же инерция общества очень велика. Например академикам сняв предыдущего минобразования в значительной мере удалось замять реформы данной сферы,в результате где списки неэффективных институтов (такие есть), где реформа научных степеней(которая несомненно устарела и уже ничего не обозначает) и т. д. Ожидаете ли вы каких-либо подвижек в данном направлении?

    11:20
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Радикальных изменений, судя по озвученному Президентом документу, ждать не приходится. Несмотря на то, что сам "Указ о национальных целях и стратегических задачах...", собственно, состоит из перечисления этих самых задач и планируемых изменений. Однако, все, что можно извлечь из документа, это призывы войти в некую десятку ведущих научных держав мира, даже без обозначения критериев, по которым будут оцениваться результаты. Ни о каком-либо Индексе Хирша или иных общепринятых рейтингах, по которым можно было бы оценить фактическое положение страны в области науки, речи не ведется.

    12:46
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Разговоры об устаревших системах всегда заставляют меня вспомнить о потоке российских специалистов, которые направляются работать за границу. Если бы эта «советская» система была крайне неэффективной, то, наверное, не было бы проблемы утечки мозгов. Даже советская система скорой помощи являлась одной из лучших в мире. Поэтому весьма аккуратно надо делать такие заявления. К тому же многие системы уже были модернизированы и они не вызывают позитивных эмоций.

    13:34
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Повышение расходов на социальную сферу (извините, не социалку!), науку и здравоохранение невозможны без серьезного экономического роста. Лозунг "Отнять и поделить" вряд ли принесёт пользу в долгосрочной перспективе. А нам надо об этом говорить.

    15:09
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Да, согласна с тем, что рост расходов без реформирования не принесет никакого значительного результата. Поэтому расходы и нужны в первую очередь, на реформирование этих сфер. Но я не вижу реально в правительстве людей, способных изменить ситуацию. Поэтому, скорее всего, расходы, если и будут, не сильно повлияют на ситуацию.

    13:28
    Андрей,одной из причин(допускаю, что не основной)этого потока является в том числе и устаревшие и неэффективные институты, которые не дают человеку самореализоваться. То ,что работало 30-50 лет назад эффективно сейчас в других совершенно условиях не работает и не будет уже работать никогда. Так что я бы не советовал слепо возвращаться к советскому опыту, так и слепо копировать запад. Разумеется,что то нужно взять и там и там. А заявленияне голословные, основанные на личных наблюдениях и опыте.

    13:59
    В 2006-2008 годах была проведена т. н. реформа оплаты труда в РАН. Повысили в основном кандидатам и докторам(для тех кто не знает - по меньшей мере половина нынешних кандидатов в нынешней системе - это лица которым просто повезло с руководителем, не прошли никакого отбора по своим способностям), уволили неугодных и одиночек. Да средний уровень благосостояния повысился, но где нобелевские лауреаты, великие научные открытия?Ау!!!


    21:10
    Господа эксперты - ну как бы всем известно что г-н Мутко много сделал для страны в должности министра спорта - последние летняя и зимняя олимпиады тому показатель - что теперь? у нас много всего настроено что пора разваливать - это я про слова Медведева, что Мутко - неплох был бы как вице-премьер по строительству, или это у господина Премьера Медведева шуточки такие??

    12:42
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Неинвазивные методы реформирования правительства низкоэффективны. Но Премьер должен как-то пояснить народу, для чего министры меняются местами? Вот, пояснил.

    13:36
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Он занимался не столько спортом, сколько строительством объектов. А вообще эффективность министра во многом зависит от его полномочий и выделяемых на реализацию проектов денег.

    15:17
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Я уже упоминала в ответе на другой вопрос, что я рассматриваю данное правительство - как переходное. Задача которого - сохранить баланс политических сил. Поэтому тусуется очень ограниченная колода лиц, политический вес которых довольно ограничен. Пока не будет решение о будущем преемнике, под которого будет формироваться новый политический ландшафт, ожидать серьезных изменений в составе лиц правительства не приходится.


    19:52
    Добрый день! Я вообще не понимаю, как можно ставить на должность премьера чиновника который погряз в коррупции. С Новальным никто не судился, значит всё правда. Какие там реформы, какой рост? Не верю! Настроение нулевое, даже весна не помогает.

    12:27
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    А вопрос-то в чем? В том, что для улучшения финансовых показателей заведения недостаточно передвигать с места на место тумбочки, кровати и цветочные горшки? Я думаю, наверху это понимают не хуже нас с вами. Но задачи перед правительством ставятся совсем иные. При выборе: "глубинные реформы, которые, возможно, повлекут за собой возникновение социальной напряженности, что несет определенные риски для элит, или фиксация усилий на сохранении стабильного социального блока, предполагающего приемлемый уровень безработицы на фоне невысоких, но гарантированных зарплат и при отсутствии реформ" - выбор делается в пользу второго. А в этом случае вряд ли стоит ожидать появления в правительстве большого числа новых лиц, так как основная задача - цементирование того, что имеется и предотвращение возникновения социальных напряжений.

    12:42
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    О коррупции различных чиновников говорят многие, включая Навального. Навальный это не прокуратура, не суд, не Всевышний. Поэтому отсутствие суда с ним ещё не говорит о чьей-либо виновности. Кроме того, стоит поднять прессу, где вы обнаружите несколько судов, проигранных самим Навальным.

    13:41
    Михаил Беляев,  главный экономист Института фондового рынка и управления
    Коррупция, действительно серьёзно подрывает возможности экономического развития. Но даже в этих условиях можно, например, дополнительные нефтяные доходы не в мифический фонд "Будущих невзгод" отправлять, а вкладывать в нынешнее хозяйство. Тогда и плохие времена не настанут. (Наличие государственных резервов никто не отрицает). Да и другие источники средств есть- внутренние займы. умеренный дефицит бюджета (бюджет развития сбалансированным быть не может по определению), расширение фондового рынка. Всё это можно применять даже в условиях коррупции. Хотя согласен, что коррупционная составляющая настолько хорошо удовлетворяет личные запросы, что до остального руки не доходят. становится самоцель

    15:20
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Основная характеристика премьера, который нужен в текущей ситуации президенту - это его лояльность. Абсолютная лояльности и больше ничего. Медведев продемонстрировал эту лояльность максимально. В этом нет ничего неожиданного. Я даже не удивлюсь, если именно Медведев будет выбран преемником через несколько лет.


    18:48
    Добрый день, уважаемые эксперты! В ходе инаугурации Владимир Путин говорил о перспективах развития, экономическом росте и тех достижениях, к которым мы должны стремиться. На ваш взгляд, насколько достижимы озвученные перспективы и где взять ресурсы на них?

    08:59
    Алексей Коренев,  аналитик ГК "ФИНАМ"
    Источники ресурсов во вчерашнем Указе "О национальных целях и стратегических задачах..." практически ни в одной из задач не озвучивались. Ни денежных ресурсов, ни кадровых, ни административных. То, что документ на 99% носит просто декларативный характер - пол беды. По сути в нем нет базовых постулатов, которые могли бы служить основой для фактического выполнения поставленных задач. Любой начальник, от сержанта в армии и до премьера знает, что для того, чтобы задача была решена, требуется как минимум три непременных условия: конкретный исполнитель, сроки и ответственность за неисполнение (некорректное исполнение). Мы видим в качестве исполнителя "Правительство" (т.е. коллегиальная ответственность, "размытая" между всеми и никем), сроки обозначены чаще всего неявно - без точно озвученных дедлайнов по отдельным этапам. Про ответственность вообще ни слова. Понятно, что сделано будет мало, а отвечать не будет никто. Удивляет и то, что многие экономические параметры не просто не стыкуются, но и противоречат друг другу. Заявленная инфляция, которая в течение 6 лет должна держаться на одном уровне, прекрасно соседствует с цифрами фантастического роста ВВП, реальных располагаемых денежных доходов, кратного роста расходов на социалку, фантастических темпов ипотечного кредитования, которое должна стать драйвером экономики. Кстати, про ипотеку - озвучено, что в течение 6 лет будет выдаваться по 5 млн. жилищных кредитов. Т.е. за это время практически каждая семья (30 млн. семей из общей численности населения немногим выше 140 млн). купит новую квартиру. При том, что почти пятой части россиян не хватает денег на повседневное и нормальное питание. С математикой в "Указе" вообще плохо. Озвученная новым Премьером задача к 2030 году выйти на нулевой уровень смертности на дорогах плохо согласуется с тем, что нулевых вероятностей в природе не существует. Ну и есть уж совсем непонятные призывы на уровне откровенных казусов, вроде "создания условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населённых пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек". Что за специальные условия в городах-полумиллионниках надо создавать, чтобы показывать отечественное кино? Думаю, уровень задач и степень их проработки из последнего примера ярче всего характеризует качество подготовленного документа, равно, как и шансы его быть исполненным.

    12:39
    Андрей Кочетков,  аналитик "Открытие Брокер"
    Цели, обозначенные президентом, это лишь желаемые ориентиры. Более того, они обозначены лишь в общем плане без каких-либо намёков на то, каким способом они будут достигаться. Поэтому весьма сложно говорить о реальности поставленных задач, хотя сам фокус внимания на вопросах повышения уровня жизни россиян является положительным моментом. То есть глава государства побуждает правительство изменить приоритеты в сторону ориентации на решение проблем граждан. Тем не менее, отсутствие даже программных тезисов способов решения поставленных задач пока не позволяет говорить о достижимости поставленных целей. Возможно, что первые два месяца работы нового кабинета прояснят данный вопрос.

    15:24
    Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
    Ничего нового в речи не было сказано, что не звучало бы в предыдущих посланиях и речах президента. Поэтому ожидать, что это будет реализовано - не приходится. Хотя ресурсы в экономике для реализации заявленных целей имеются. Но для этого нужны другие люди и другие решения. А это - подорвет политическую стабильность президента и его окружения. А это не нужно власти.

© 2006-2018 Finam.ru

Рейтинг@Mail.ru