$ 64,025€ 69,52
-0,273%+0,433%
Услуги
Сервисы
Контакты
События Теханализ Котировки

Российский рынок акций: внешнее давление и внутреннее кипение

23.10.18 13:00
Чем ближе ноябрь, тем напряженнее ситуация на российском фондовом рынке. Если в сентябре индекс МосБиржи расправил крылья после августовских волнений, позволив себе даже исторический максимум 3 октября на отметке 2501,78 пункта, то за последующие три недели спикировал на 6% вниз. РТС за три октябрьские недели также растерял 5%. Перспектива ужесточения санкций США по-прежнему один из главных рисков. Инвесторы ждут, когда Конгресс США решит судьбу законопроекта Линдси Грэма, который предполагает ужесточение санкций против России, включая запрет для американцев совершать операции с российским госдолгом и госбанками. Это может произойти в ноябре-декабре. Кроме того, ориентировочно 22 ноября может вступить в силу следующий пакет санкций по "делу Скрипаля" – ограничение импорта в РФ электроники двойного назначения. В пятницу, 26 октября, ЦБ РФ будет решать судьбу ключевой ставки, на сентябрьском заседании регулятор прервал цикл смягчения ДКП, начавшийся в январе 2015 года, повысив ставку до 7,50%. Это решение остановило ослабление рубля к ведущим валютам, но повысило инфляционные риски. В последние недели оживилась внутрикорпоративная жизнь российских эмитентов: выходят отчётности за 3 квартал, советы директоров и акционеры решают вопросы по выплате промежуточных дивидендов, компании, объявившие о buyback, отчитываются об итогах программы, другие только готовятся к обратному выкупу акций. Кроме того, отдельные корпоративные новости вызывают "быко-медвежий" ажиотаж в акциях "Яндекса", Mail.ru, "Сбербанка"…

Какие факторы будут определять динамику российского фондового рынка в ближайшее время? Как напряженная ситуация на внешних площадках будет влиять на динамику отечественных бенчмарков? Надолго ли хватит рублю поддержки ЦБ? Возможно ли более существенное укрепление? Какие ещё инструменты могут задействовать финансовые власти РФ в случае ухудшения ситуации на валютном рынке? Какой будет ключевая ставка ЦБ к концу года? Куда двинутся рубль и рынок после введения очередного пакета американских санкций? Какие есть сейчас интересные идеи на рынке? Какие бумаги в текущей ситуации можно рассматривать как защитные?

Участники конференции:
  • Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
  • Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер"
  • Елена Кожухова, аналитик "Велес Брокер"
  • Виталий Манжос, старший риск-менеджер "Алго Капитал"
  • Юлия Афанасьева, преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Показывать ответы


    15:00
    Информационная группа Finam.ru
    Уважаемые дамы и господа!
    Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
    Благодарим всех за интерес. Удачи на рынках!

    15:59
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Всем большое спасибо за вопросы. Надеюсь, что наши ответы были в чём-то полезными и что-то для вас прояснили. Естественно, что и для нас полезно узнать, чем дышит инвестор. Всем здоровья и удачи.


    14:54
    Уважаемые эксперты,не секрет что долговое бремя лежащее тяжким грузом на глобальной экономике в принципе не может не проявлять себя бесконечно долго. Вероятно, повышенная волатильность наблюдаемая на рынках, в том числе развивающихся стран - российский рынок лишь подтверждает это правило - является одним из индикаторов ухудшающейся ситуации. Известны ли вам еще какие-нибудь,возможно, нетипичные проявления в поведении рынков, сделанные на основе, например, межрыночного анализа рынков акций, облигаций, валют, сырьевых рынков и т.д. в последнее время, которые бы свидетельствовали о приближении глобального экономического кризиса?

    15:10
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Глобальный кризис - явление не частое. Последний раз было 9 лет назад. Стоит отметить, что 2/3 мирового ВВП - это ВВП США, Китая и Еврозоны. Так что, в первую очередь, надо смотреть на эти регионы. Рецессия в экономике США в ХХ века была в среднем раз в десятилетие. Проблема в том, что ее приближение всегда внезапно. Можно говорить о том, что шансы на то, что она произойдет в ближайший год, растут с каждым годом, в котором она не произошла.

    15:15
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    О глобальном экономическом кризисе, на мой взгляд, говорить пока рано. А вот подпортить настроения во всем мире может тенденция к разобщенности и геополитика - торговые войны, санкции, а также превышение долговых лимитов некоторыми странами нарушают экономическую стабильность. Судя по всему, в ближайшие месяцы подобная тенденция сохранится, увеличивая неопределенность и повышая привлекательность менее рискованных инструментов.

    15:57
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Глобальный кризис на текущий момент предсказать довольно просто. Высокая закредитованность компаний и государств на фоне смены тренда денежно-кредитной политики центральных банков. То есть высокие долги неизбежно приведут к кризису при росте ставок заимствования. Достаточно посмотреть на то, что доля компаний-зомби выросла в ОЭСР уже до 6%. Соответственно, когда у этих компаний пропадут возможности заимствований, то это будет стартом кризиса. Невозможность вернуть прежние долги ударит по банкам и регуляторы будут вынуждены вновь запустить количественные программы, дабы спасти экономику. Впрочем, мы ожидали появление этих событий в 2019-2020 годах. Соответственно, какое-то время рынки ещё могут прожить на старых ожиданиях. Естественно, что во всём этом процессе есть другой очень важный момент. Рост рынков в 80-ые годы прошлого века и до начала нового тысячелетия был во многом обеспечен ростом благосостояния широких слоёв населения, как в США, так и в других экономических регионах. Соответственно, этого резерва для рынков больше нет и остаётся только рассчитывать на усилия центральных банков.


    14:49
    Добрый день! В нескольких отчетах российских брокеров прогнозируется, что в случае просадки американских индексов российский фондовый рынок окажется не самым пострадавшим. Если кому-то из экспертов близка эта точка зрения, поясните, пожалуйста, какие факторы помогут пережить тяжелые времена без массового сброса рискованных активов.

    14:56
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Переведите индекс Московской биржи в доллары, или просто возьмите РТС и сравните с американскими индексами за максимальную историю. Похоже? Да, нет, не очень. Поводырь нашего рынка - нефть, а не американский фондовый рынок.

    15:13
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Российский рынок в долларах (РТС) вырос намного меньше, чем американский с 2009 г. В случае сильной коррекции в США и падения цены на нефть, наш рынок также будет падать, но, на мой взгляд, меньшими темпами.

    15:18
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    Российский рынок сейчас в большей степени сконцентрирован на внутренних корпоративных событиях и геополитике, нежели на динамике американских акций. Немаловажным фактором, безусловно, выступают и нефтяные цены. В связи с этими возможные причины падения на рынках США будут не столь важными для российских инвесторов.

    16:27
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Участники росссийских торгов при совершении сделок традиционно ориентируются на два ключевых внешних индикатора. Это динамика фондовых индексов в США и характер измененеия стоимости фьючерсов на нефть. В этом плане, движение нефтяных цен является намного более важным показателем, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на прибыль ряда крупных отечественных компаний и на наполняемость российского бюджета. В более широком смысле, "нефтедоллары", как круги по воде, расходятся по всей отечественной экономике. В свою очередь, зависимость локальных фондовых индексов от динамики рынка акций в США, связана с тем, что иностранные инвесторы нередко одновременно открывают или же закрывают позиции на различных мировых торговых площадках. Это связано с притоком и оттоком свободной ликвидности. Оданако, указанная закономерность работает не всегда. Необходимо понимать, что экономики России и США сильно отличаются. Поэтому отток денег денег с развитих рынков может происходить одновременно с увеличением интереса к акциям экспортеров сырья из России.

    15:49
    не верь мой друг, если американский рынок обвалится, с нашего рынка иностранные инвесторы выведут свои деньги, чтобы на американском рынке закупиться дешевых акций, потому что там платят стабильно дивиденды, у высокий риск получить отказ по выплатам дивидендов. Отсюда следует наш рынок упадет в 2 раза сильнее чем американский

    15:58
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Доля нерезидентов на нашем рынке значительно ниже, чем в 2008 году. Все нервные его давно покинули и влияние иностранных денег на отечественные акции не столь высокое.


    14:48
    Русгидро на каких уровнях покупать ? И огк 2 , не пришло ли время ?

    15:00
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Если вас привлекает дешевизна бумаг, то это неправильный подход. Например, у Русгидро больше нет восходящих трендов на срезе старше одного дня. И обновлять минимумы для них будет нормой пока они не пробьют нисходящий тренд апреля 2010 года (около 95 коп). По поводу ОГК 2 - прежде их кому-то рекомендовать и давать комментарий, я предпочитаю уточнить, а они вам подходят по объему торгов?

    15:21
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Русгидро мне нравится меньше, чем ФСК, фундаментальных драйверов в нем сейчас не просматривается. Но, если Вам эта бумага нравится, то можно взять на средний срок. Потенциал падения у этих акций меньше, чем потенциал роста.

    16:48
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Если смотреть по технике, то Русгидро (HYDR) имеет смысл "подбирать" на подступах к уровню 0.50 руб. То есть, несколько ниже текущих значений, или уже сейчас. Эти бумаги уже неоднократно отскакивали вверх от указанного уровня. Что же касается акций ОГК-2 (OGKB), то в них остутствуют явные сигналы для открытия новых поизиций. Можно лишь ожидать начала устойчивого среднесрочного движения. Но это - среднесрочный спекулятивный подход. Не будем забывать о том, что эти бумаги оносятся к сильно зарегулированному государством сектору электроэнергетики. При неудачном открытии позиций существует реальный риск "застрять" в указанных акциях надолго или же фиксировать убыток после достаточно долгого удержания этих бумаг.

    15:39
    Спасибо


    14:25
    Федор Иванович
    Почитав ответы уважаемых экспертов, пришел к выводу что весьма эффективным будет дивидендный подход в ближайшие годы. Соостветственно, буду выкупать на просадках Никель, Газпром, Мосбиржу, Сургут и др. дивидендных аристократов. Подскажите, пожалуйста, есть ли в фокусе вашего внимания компании, которые на данный момент платят незначительные дивиденды, но Вы ожидаете их значительного роста в обозримом будущем? Буду благодарен за конкретных эмитентов.

    14:33
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Фёдор Иванович, этот подход не только рационален на текущий момент, но может быть продуктивен и в более позитивные времена. К слову говоря, если бы вы вложили деньги в S&P 500 в начале 1991 года, то получили бы 1430% прибыли. Если бы вы делали инвестиции исключительно в индекс дивидендных аристократов SPDAUDP, то ваш доход к концу 2017 составил бы 2330%. То есть подобный подход оправдан в любые времена.

    14:43
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Прежде чем практиковать подобный подход, я бы познакомилась со статистикой поведения эмитентов после отсечек, с параметрами повторения максимума дня отсечки, и средними размерами дивидендных гэпов.

    15:29
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Дивидендная стратегия работает, если бумаги растут. Например, фонд SPDV дает 2,6% годовых дивидендов, но валютный депозит в госбанке сейчас выгоднее. Если акция растет, то дивиденд, как правило, приятный бонус.

    15:52
    Андрей Кочетов я с вами полностью согласен, если мои родители вложились в 1991 году, тогда я получил такой доход, но мои родители продали приватизационный чек за 40 рублей, можно сказать хороший совет дали


    14:08
    Уважаемые эксперты, какую дивидендную доходность вы прогнозируете по ФСК ЕЭС? и почему бумага торгуется ниже номинала в 3 с хвостиком раза, когда ее балансовая оценка около 70к. за акцию (по Чистым активам). и впечатляющий рост Чистой прибыли. р\е = 2,5 к текущей цене.

    14:27
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    На вопрос почему – так считает рынок. Сектор вновь оказался на задворках внимания инвесторов из-за высокой зарегулированности государством. Что же до дивидендов, то 10%-12% доходности будет вполне уместно от неё ожидать.

    14:56
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    По ФСК смотрю оптимистично. Дивиденд на уровне прошлого года уже дает доходность более 9%. За полугодие у них прибыль уже выросла на 30%. Так что дивидендная доходность более 11% в 2019 г., если покупать сейчас, на мой взгляд, не иллюзии. Кроме того, техническая картина для покупки благоприятная.

    14:41
    спасибо за ваш комментарий Андрей ...

    14:43
    ФСК кстати так и не закрыла ДивГЕП в 19к.

    15:33
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Ходор, а может для ФСК нормально годами не закрывать ДивГэпы. Вы не проверяли? Хотите стату? afanaseva@corp.finam.ru

    15:40
    проверял Юля... :) все дивГЕПы ФСК закрывает обычно за месяц.. иногда быстрее

    15:55
    риски растут, можем получить сюрприз, как Мосбиржа при поднесла, отказалась отказ по выплате промежуточных дивидендов. Не удивлюсь в 2019 году будут отказывать в выплате дивидендов или небольшой процент выплат

    17:06
    kav1919 у ФСК выплата дивидендов в этом году зафиксирована в дивидендной политике (внутренний документ), ухудшать который нельзя - улучшать пожалуйста и есть по дочкам Россетей постановление Правительства РФ о норме выплат 50% от скорректированной ЧП. п.е = 2,5 т.е - акция окупается Чистой прибылью при текущей цене за 2,5 года работы!


    13:53
    Дмитрий
    Какие средне и долгосрочные перспективы у ТГК-1 и Мосэнерго?

    15:16
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Я опасаюсь торговать акциями у которых нельзя делать технический анализ. Я предпочитаю те, где есть и фундамент и техника. ТГК-1 вряд ли подходит для технического анализа. А вот фундаментальный анализ Мосэнерго планирую делать, если бумага пройдет нисходящий тренд сентября 2017 года (около 2,65) или опустится на восходящий тренд декабря 2014 года (около 1,55).

    15:56
    на таких компаниях хорошо дождаться выстрел на 100% и выше роста, чем хорошие выплаты дивидендов


    13:15
    что может послужить толчком для предновогоднего ралли ?

    14:25
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Прояснение политических рисков со стороны США. На мой взгляд, данная проблема отнимает у российского рынка и рубля около 10% укрепления.

    14:46
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Нет, такого понятия предновогоднее ралли. В мировой практике есть два ралли - Дня Благодарения (с дня Благодарения и до рождества) и Нового года (5 дней до НГ и 2 после). Я бы для начала изучила их статистику для своих бумаг, а потом бы гадала есть ли повод для такого ралли в этом году. Например, туже традицию новогоднего ралли наши многие популярные акции вообще не поддерживают.

    15:23
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    В конце текущего-года и начале следующего настрой российских инвесторов будет определяться санкционным вопросом (его прояснение ожидается в ноябре). При пессимистичном сценарии рынку не поможет и "Дед Мороз", а вот если новых ограничений со стороны США не поступит, или они окажутся не столь жесткими, как ожидается, ралли может пройти уже в ноябре. Все внимание - на геополитику.

    17:03
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Более или менее масштабная волна предновогодних покупок в российских акциях может состояться после официльного обнародования ноябрьского пакета санкций против РФ со стороны США. Новая тактика заокеанских партнеров предполагает создание атмосферы неопределенности, когда "ожидание санкций хуже самх санкций". Если новые ограничительные меры не окажутся слишком болезненными, мы сможем увидеть "ралли облегчения".


    13:13
    Уважаемые экперты , про Новогоднее ралли стоит забыть ? или как в прошлом 2018 году ожидать в январе 2019 ?

    14:25
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    На одной из предыдущих конференций по российскому рынку нас спрашивали о прогнозах индекса МосБиржи до конца года. В принципе, все прогнозы оказались верными на счёт состоявшегося роста. Кроме того, я тогда отметил, что впереди ещё много времени и мы можем, как сходить до целевых 2500 пунктов, так и спуститься до 2100 пунктов. Соответственно, не стоит отрицать возможность новогоднего ралли. К тому же в ноябре станет более ясным вопрос с американскими ограничениями, которые, скорее всего, будут близкими к окончательными в текущем выборном цикле.

    15:26
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Новогоднее ралли не может быть в январе! Читайте Р.Колби "Энциклопедия технических индикаторов". Очень хорошая книга, которая расскажет вам про ралли и правила их анализа. Ралли Нового года или приходит, или не приходит за 5 дней до НГ и 2 дня после. В России, на многих бумагах оно как раз редко бывает. Удивляться его отсутствию в прошлом году - неправильно. Как и готовится к нему с сентября.


    13:11
    Магнит, Пятёрочка, Газпром, Газпром нефть яндекс, русгидро, аэрофлот, мосбиржа , огк 2 - в след году, как думаете, какая из этих может показать наибольший рост?

    14:21
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    На мой взгляд, потенциал опережающего роста есть у Yandex, «Аэрофлот». Только вопрос немного некорректный. У нас впереди еще более двух месяцев торговли. Как вы понимаете, подобные ставки надо делать на бумаги, которые показали сильную просадку, но имеют вполне прогнозируемую бизнес модель. В акциях «Газпром Нефти» уже достаточно оптимизма. Розничный сектор и «Газпром» мы разбирали в предыдущих ответах.

    17:18
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Перспективы акций торговых сетей остаются туманными. Для того, чтобы их рост был обоснованным, необходимо стабильное улучшение ффинансовых показателей в течение нескольких кварталов. Акции "Газпрома" сохраняют потенциал повышения в район 200 руб., но с учетом их тяжеловесности, едва ли стоит рассчитывать на быстрое движение в направлении исторического максимума. Бумаги "Газпромнефти" уже выглядят существенно перекупленными. Мы бы нестали ожидать от них сильного роста в течене ближайшего года. Акции "Яндекса" скорее интересны на срок от 1 до 5 лет. Русгидро - возможен коррекционый отскок в район 0.7-0.8 руб., но больших перспектив пока не видно. Акции "Аэрофлота" еще не завершили устойчивый нисходящий тренд. Возможен существенный коррекционный рост в случае сильного падения цен на нефть и отсутствия адресных санкций. МосБиржа - скорее защитная бумага. Имеет потенциал для восстановления к отметкам 100, 110, 120 руб. Это будет зависеть от квартальных отчетов. ОГК-2 - без рекомендаций, про нее написано в 33 вопросе.

    15:59
    у Яндакс ожидать хороший рост через сколько лет, когда от туда сейчас уходят иностранные инвесторы


    12:58
    msm2000,  Газпром
    Какие перспективы у Газпрома на ближайшие полгода. Роста стоимости акций как такого нет у компании, нефть растёт гораздо быстрее, на ровном месте (как вчера) валится со страшной силой. Как долго будет такое состояние, повлияет ли на это экспорт в Китай и что делать сейчас с акциями компании - продавать, держать или наращивать?

    14:19
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Все определяется вашими горизонтами. Мы допускаем рост бумаги выше 200 рублей в перспективе 2-3 года плюс дивиденды. Однако в краткосрочной перспективе цена может быть более привлекательной. Для долгосрочных портфелей текущая цена +-10 рублей вполне уместная.

    14:50
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Немного, уйду от основного вопроса. Вам кажется поведение нефти странным? Она же в глобальном нисходящем тренде с 2008 года (примерно район 92 долларов). Если рассматривать ситуацию учитывая его наличие - нефть ведет себя вполне понятно.
    Что касается Газпрома, я планирую покупку данных бумаг на средний срок (на несколько месяцев или даже год) от восходящего тренда июня 2017 года (примерно 140). А вот с тем, как покупать Газпром в случае роста, я еще не определилась. Но думаю, план Б придет в ближайшее время.


    12:43
    Почему так сильно упал сегодня МАгнит?

    13:12
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    Компания накануне опубликовала невпечатляющие финансовые результаты за 3-й квартал и первые 9 мес текущего года. У инвесторов пока нет особенных поводов покупать “Магнит”, несмотря на достижение акциями минимумов с июня 2012 года. С технической точки зрения бумаги могут совершить попытку краткосрочного отскока при закреплении выше 3500 руб и 3750 руб с целевым уровнем 4000 руб. Ближайшая поддержка – 3250 руб.

    14:16
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    На мой взгляд, бумаги «Магнита» не упали, а вновь возвращаются к своей нисходящей тенденции. Перспектив бурного роста в секторе уже нет, а сохраняющиеся темпы увеличения выручки обеспечиваются лишь экстенсивным способом. Поэтому бумаги розничных сетей стремительно переходят из списка «роста» в список ожиданий «возврата инвестиций». К слову говоря, именно с возвратом и начинаются вопросы. То есть предполагаемая доходность этих бумаг не столь высокая в сравнении с лучшими историями на рынке.

    14:45
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Отчетность Магнита вчера не поразила динамикой показателей. Падение чека и трафика по сопоставимым магазинам продолжается по всем сегментам, за исключением самого маленького. Хотя, уже меньшими темпами, по сравнению со 2 кварталом, и, возможно, нижняя точка пройдена, и эти операционные показатели Магнита выйдут из красной зоны уже на горизонте 3...6 мес. Однако. крупные игроки бумагу уже распродали и обещаниям не верят, а относительно недавняя презентация для инвесторов, на мой взгляд, была перегружена излишней информацией, и в то же время не содержала ответов на важные вопросы. Так что, вероятнее всего, акции пока будут болтаться в широком диапазоне 3...4 тыс. руб.

    14:52
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Пока "Магнит" в рамках нисходящего тренда августа 2015 года (около 10000 рублей) - такое поведение бумаг естественно. Удивляйтесь ростам.

    13:21
    Все что в диапазоне 3500-3000 надо покупать )

    15:18
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Спекулятивно? Спекулятивно, там интересно разыграть дивер над 3950 до 5000. Быстро сорвать куш и быстро убежать!


    12:41
    Игорь,  ооо
    Здравствуйте! Как считаете, когда выйти из длинных позиций по Транснефти, ВТБ, Мос. бирже и Аэрофлота? Деньги требуется уже скоро (недели 2) из биржи.

    13:59
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    По Транснефти можно попробовать еще подержать бумаги со стоп-лоссом 169 100 руб, пока что акции консолидируются чуть выше 170 000 руб и не исключено, что предпримут еще одну попытку роста. По ВТБ есть риск просадки ниже 3,50 коп, особого оптимизма в Мосбирже не стоит ждать до преодоления 90 руб, а Аэрофлот рискует упасть ниже 90 руб. В двух словах – опасность дальнейшего снижения на рынке в ближайшие две недели высока, поэтому, на мой взгляд, в ближайшие дни есть смысл выйти из “длинных” позиций.

    14:13
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Здравствуйте. Из вашего набора дорогой смотрится только «Транснефть». Остальные позиции будут означать фиксацию убытков, хотя перспективы по всем бумагам имеются. Плюс ваш горизонт не предполагает особых изменений в судьбе акций. Соответственно, если необходимость в деьгах от всего портфеля, то можете выбирать произвольную дату. Если же ваши потребности покроет часть позиций, то лучше отфиксировать привилегированные «Транснефти».

    14:54
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    В такой ситуации, опасно слушать прогнозы! Ведь они носят вероятностный характер. Вам нужно определить допустимую просадку и поставить стоп на весь портфель.

    16:04
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Согласен, что надо поставить достаточно близкие стоп-ордера по всем бумагам. Если они не сработают, то продать необходимое количество акций "по рынку" в нужный момент. Попытка угадать лучшие цены на краткосросном периоде является лишь способом "пощекотать нервы".


    12:24
    Артур
    Сургут Преф скорректировался после роста, не пора уже подбирать? Какой прогноз в ваших конторах по нему? и как оцените его долгосрочно? Прогнозы по дивам на 19-20 гг (от долларовой кубышки в связи с дедолларизацией они же будут отходить?)

    14:10
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Дедолларизация не означает возникновение желания отказаться от доллара в резервах «Сургутнефтегаз». Поэтому подобный посыл, на мой взгляд, является неверным. На текущий момент привилегированные бумаги можно брать, так как и рубль слабоват, и нефть дорогая, да и ставки в долларе растут. Соответственно, долларовая «кубышка» будет приносить повышенный доход.

    14:14
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    На данный момент есть риск дальнейшей просадки к 35 руб. В этом районе можно играть на отскок, в зависимости от внешнего фона.

    14:23
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Сургут-п, на мой взгляд, одна из лучших неотыгранных дивидендных идей на будущий год. Прибыль ожидается свыше 500 млрд., дивиденд на акцию 6,75 руб.

    15:55
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Сургутнефтегаз-ап - хороший дивидендный вариант для долгосросного инвестирования. При приобретении на 5 лет и более, текщие цены выглядят привлекательными. Если же говорить про покупку на средний срок, то можно подождать немного более низкой цены, или собирать позицию по частям. Возможно, среднесрочная коррекция в этих бумагах еще не закончена. В пользу этого говорит отступление фьючерсов на нефть сорта Brent ниже уровня $80 за барррель и относительная стабилизация курса рубля. Возможно, в ближайшие дни мы еще увидим эти бумаги по 35 руб. Прогнозировать дивиденды на последующие годы пока преждевременно, поскольку возможен их сильный "разбег" в зависимости от курса доллара и цены на нефть. Технические цели на временном горизонте до 1-1.5 года 40 руб., 45 руб.


    12:23
    Дмитрий
    Какие возможности роста прибыли и дивидендов есть у ВТБ в средне- и долгосрочной перспекиве?

    14:07
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Мы допускаем рост до 7-8 копеек с дивидендной доходностью 5+%. Однако в краткосрочной перспективе есть риски ограничений со стороны США, а также снижение показателя прибыли из-за необходимости пополнения резервов.

    14:32
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    В долгосрочной перспективе многие акции вырастут ;)
    И ВТБ не исключение. Уже сейчас банк стоит примерно на 20% дешевле своей балансовой стоимости. Санкции никак на него не повлияют, это системообразующий банк, пользующийся 100% поддержкой государства. Рост акций это, конечно, не гарантирует, но, на мой взгляд, когда рынки успокоятся, динамика бумаг ВТБ будет опережать Индекс.

    15:41
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Выше мы говорили о том, что акции банка ВТБ уже долгое время выглядят слабее рынка. Поэтому пока не имеет смысла оценивать их перспективы исходя из фундаментальных факторов. Но можно дождаться признаков улучшения среднесрочной технической картины и уже тогда открывать "длинные позиции". Что же касается прогноза по росту прибыли и дивидендов, то необходимо учитывать, что для банка ВТБ сохраняются серьезные санкционные риски. Этот "отягчающий" и малопрогнозируемый фактор способен значительно ухудшить его финанмовые показатели.


    12:15
    ИИС
    ДД! Открыл ИИС что положить на него на 3-5 лет из акций и облигаций?

    14:06
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Добрый день. ОФЗ-ПД 26233, корпоративные облигации «Газпрома» и «Роснефти», а также ранее упомянутые на конференции бумаги для долгосрочных инвестиций.

    15:12
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    В прошлый вторник в 13.00 я провела семинар на эту тему, вы можете его найти в архиве и задать мне вопросы на afanaseva@corp.finam.ru

    15:34
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Ранее был вопрос про 5 перспективных акций для долгосросного инвестирования: Сбербанк-ао, Газпром, ГМК Норильский Никель, Сургутнефтегаз-ап, Алроса. Можно реинвестировать дивиденды от этих бумаг. По ОФЗ и корпоративным облигациям есть большой выбор.


    12:15
    Дмитрий
    Есть ли сейчас смысл долгосрочного инвестирования в Яндекс?

    13:01
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    По Yandex есть вопрос ниже. На мой взгляд, до устранения описанных рисков, инвестиции в бумагу могут получиться ооочень долгосрочными.

    13:49
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    В перспективах Yandex мало что поменялось. Поэтому можно рассматривать бумагу для долгосрочных инвестиций. Другое дело, что в сложившихся условиях мы не можем быть полностью уверены в том, чтобы законом не были ограничены права иностранного владения новостными агрегаторами, поисковиками, почтовыми сервисами и т.д. Соответственно, тогда вхождение какой-либо отечественной государственной структуры в капитал компании и перерегистрация её под российской юрисдикцией станут неизбежными. Поэтому торопиться с покупкой не стоит. Хотя также будет полезно последить за графиком, который рисует очень много интересного. Текущая «медвежья» фаза может закончиться в пределах 1700-1800, или чуть ниже.

    15:28
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Рассматривая возможность покупки акций "Яндекса" на долгосрочную перспективу, стоит дождаться появления полной ясности относительно слухов о возможном переходе эмитента под контроль "Сбербанка". Вчера стало известно о возможном установлении законодательного ограничения на участие иностранных инвесторов в отечественных новостных агрегаторах до 20%. В связи с этим акции "Яндекса" перестают быть интересными для крупных иностранных инвесторов. Скорее всего, эти бумаги от вас "не убегут" до того момента, когда станут понятны долгосросные перспективы IT-компании.


    12:07
    Энергетик
    Ваш взгляд на сбыты? Хочу купить МОЭСК и одну из МРСК.. Какие перспективнее по вашему мнению? только ФСК, Россети не предлагать, хочу через дочек прибыль получать.

    13:41
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Выбирайте сбытовые компании развивающихся промышленных регионов. Как минимум, это гарантирует им устойчивость рынка. И, наконец, а почему всё же не ФСК? Достаточно дешевая бумага с дивидендными перспективами.


    12:06
    Дмитрий
    Добрый день! Если покупать, то что сейчас лучше, доллар или евро?

    13:38
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Добрый день. И доллары, и евро, а ещё можно поискать другие валюты. В диверсификации ваше спасение. Однако, если в будущем году ЕЦБ, наконец-то, приступит к свёртыванию стимулов, то $1,3-$1,5 за евро будет вполне возможным в течение пары лет.

    14:18
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    На мой взгляд, лучше доллар, ставки по долларовым инструментам выше, а сам доллар растет к евро. Но, если Вы фанат евро, то есть отдельные облигации, например, греческие, с доходностью более 4%

    14:20
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    В ближайшие месяцы скорее доллар - он будет получать поддержку от высоких процентных ставок ФРС и уклонения инвесторов от риска. Евро же может "потрясти" из-за итальянского госдолга.

    15:10
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Позвольте, встречный вопрос, купив евро какие у вас есть варианты их вложить? Ведь в деньгах их оставлять - нельзя! Это же не инвестиция. На доллары можно купить американские акции или облигации (в зависимости от уровня риска), а на евро?

    15:13
    Абсолютно согласен с тезой Кочеткова о диверсификации не только за счет доллара и евро, но и иных валют, например, валют государств со стабильным политическим устройством и определенным весом в мировой экономике и финансах, чьи валюты в гораздо лучшей степени, чем тот же доллар и евро, обеспечены реальными активами (золотом и т.д),например,швейцарский франк,возможно,валюта Сингапура и т.д. Для "сберегателя" чрезвычайно актуальна тема хранения сбережений в драгоценных металлах в виде ... Далее →


    12:02
    Лонгуст
    Какие акции может быть 2-3 эшелона имеют на Ваш взгляд перспективы КРАТНОГО роста?

    14:14
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Разные бумаги 3-4 эшелонов регулярно разгоняют в несколько раз (например, Иркут). Но чаще всего, это чисто спекулятивные движения, не имеющие фундаментальной составляющей, либо непредвиденные новости. Бумаг много, заранее невозможно определить, какая и когда выстрелит. Разве что брать те, которые давно или еще не выстреливали. Но, на мой взгляд, это очень слабая инвестиционная стратегия. Наблюдения за отдельными игроками, которые исповедуют эту тактику, говорят о том, что в целом она не успешна. Можно год сидеть в бумаге и выйти за день до сумасшедшего роста.


    11:29
    Андрей,  ВТБ
    ВТБ опять нацелился на уход ниже 2 копеек за бумагу? Но сейчас ведь ситуация кардинально другая. Что происходит?

    13:13
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Не вижу ухода ниже 2 копеек за бумагу. Акции ВТБ недооценены к собственному капиталу более чем на 18%. Это долгосрочный драйвер для роста. Падают они просто на общем негативном фоне. Полагаю, что до конца года будут торговаться лучше рынка.

    13:36
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Если брать текущий момент, то в бумаге два основных негатива. Первый связан с возможностью внешних санкций, поскольку это государственный банк, а второй также с внешними ограничениями, ,но необходимостью направлять часть прибыли и будущих дивидендов на пополнение резервов. К слову говоря, текущее падение также неплохо укладывается в логику ожиданий будущих неприятностей из Вашингтона. Однако стоимость ниже 4 копеек мы считаем вполне интересной.

    15:07
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    При закреплении ниже 3 копеек, я буду ставить на сценарий повторения минимума 2009 года. Увы, нет достойных опционов, с хорошими объемами, чтобы это выгодно и с меньшими затратами сыграть.

    15:16
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Говорить про достижение акциями ВТБ уровня 0.02 руб. пока что преждевременно. Но падение до 3 копеек вполне вероятно в ближайшие дни. Эти бумаги уже длительное время выглядят откровенно слабо. Поэтому пока не имеет смысла оценивать их перспективы исходя из фундаментальных факторов. Но можно дождаться признаков улучшения среднесрочной технической картины и уже тогда открывать "длинные позиции".


    11:26
    Андрей,  Газпром
    Газпром за последние несколько сессий растерял весь небольшой рост за год. Цена на нефть на очень высоких отметках тем не менее. Почему акция ведёт себя существенно хуже рынка несмотря на очень низкий P/E вкупе с неплохими дивидендами и перспективами выхода на китайский рынок, которые почему-то упорно не отыгрываются в стоимости акций.

    13:33
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Если мы обратим внимание на инвестиционную программу «Газпрома», то она ежегодно обновляется и расширяется. То есть времена, когда мечты получать повышенный доход от «Газпрома», отодвигаются на неопределённое будущее. Несколько дней назад можно было напугаться окончательно, когда была допущена возможность строительства «Северного потока 3». Соответственно, китайский рынок перспективен, но «Газпром» должен для начала затратить существенные средства, чтобы туда прийти. Поэтому улучшения перспектив «Северного потока 2» вывели бумагу выше 176 рублей, а недавняя информация о готовности Германии инвестировать в строительство СПГ терминала для приёма американского СПГ может столкнуть бумаги «Газпрома» вновь ниже 150 рублей. Соответственно, можно с вами согласиться о низком P/E, о достаточно высоких дивидендах и т.д., но пока сама политика компании предполагает выделение львиной доли своих свободных средств на захват всё новых рынков. Кроме того, у «Газпрома» растёт долг, а это мало кого радует на рынке. С другой стороны, мы всё же ожидаем улучшение ситуации в ближайшие 2-3 года.

    13:58
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Выручка Газпрома с тех пор удвоилась. Объем экспорта в Европу приближается к 190 млрд. куб. м. Сейчас акции не выглядят перекупленными. Цель на конец года по ним 185 руб., ожидания: "динамика на уровне рынка"

    14:26
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    "Газпром", увы следует за общим падением рынка. Ближайшая ключевая поддержка - 150 руб. Если закрепится ниже, можно ждать просадки к 140-145 руб на технических факторах.

    15:09
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Акции "Газпрома" пр-прежнему остаются заложниками "большой политики". Важные решения по поводу крупных газопроводных проектов решаются на уровне первых лиц государств. Поэтому в этих бумагах присутствует негативная внешнеполитическая премия. Другая проблема - крупные капитальные затраты на все новые и новые трубопроводные проекты. Третий момент - сравнительно низкая подвижность этих бумаг, которые нередко приобретаются даже не на годы, а на десятилетия. Тем не менее, эти бумаги сохраняют хороший потенциал для роста как с технической, так и с фундаментальной точки зрения.
    Скорее всего, акции "Газпрома" встретят достаточно сильную поддержку на подступах к уровню 150 руб. В худше случае они сползут врайон 140 руб. По моему мнению имеет смысл приобретать их в районе 140-150 руб. с расчетом на возобновление недавнего роста.


    11:18
    мимо проходил
    Рынок снижается.. можно ли уже сейчас начинать покупать российские акции? Если да - то каких эмитентов относительно безопасно на данных уровнях. Если нет - то когда примерно нужно будет открывать кубышку?

    13:26
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Уважаемый мимо проходил, на текущий момент на рынке даже не состоялась нормальная коррекция. Соответственно, необходимо применять индивидуальный поиск бумаг, или ждать более удобного момента. Как правило, мы не советуем заниматься ловлей ножей, тем более, если они такие острые. Рынку необходимо прояснить несколько вопросов, чтобы иметь какой-либо взгляд на будущее.

    14:06
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    На мой взгляд, сейчас рынок в коррективной фазе, покупки могут начаться от уровней 1050, 950 п. по Индексу РТС.

    14:30
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    Следите за тем, смогут ли индексы Мосбиржи и РТС по итогам недели отыграть сопротивления (2325 и 1120 пунктов). Если да - можно подумать о покупках. Если нет - стоит ждать дальнейшего падения (в район 2250 пунктов по Мосбирже и 1040 пунктов по РТС).


    11:13
    Добрый день! Сегодня уже 7-й день как падает Аэрофлот, а с 21 августа 17г. был 213.05 руб. дошёл до 90.50 руб., потерял больше половины своей стоимости. Как Вы думает, до какой точки он может дойти и как скоро нащупает дно?

    13:20
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    По Аэрофлоту ниже вопрос задавали. Какой-то недолгий отскок возможен, но в целом негативный тренд пока не переломлен. Поводом являются негативные ожидания по отчетности, она будет опубликована в конце ноября. К сожалению, рост топливных и эксплуатационных расходов невозможно нормально хеджировать. Ослабление рубля и рост цены на авиакеросин могли негативно подйествовать на прибыль. У Аэрофлота очень волатильный финансовый результат из года в год, от -17 до +44 млрд руб. В этом году прибыль может упасть ниже 15 млрд.

    13:23
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Добрый день. С технических позиций коррекции на две трети цены от максимума будет вполне достаточно для фиксации прибыли по коротким позициям и возвращения длинных инвесторов. То есть текущая цена за вычетом 20% будет весьма неплохим предложением. Однако стоит дождаться подтверждения широкого интереса рынка на графике. С фундаментальных позиций «Аэрофлот» уже стоит достаточно дёшево. Бумагу также могут продавать на ожиданиях американских ограничений.

    14:59
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Про "Аэрофлот" мы говорили в вопросе №7, поэтому процитирую "Эти бумаги продолжают дешеветь под угрозой введения адресных санкций со стороны США и в связи с высокими ценами на авиационное топливо. Не стоит забывать про то, что для них характерна высокая инерционность. Поэтому, несмотря на сильную просадку, они еще могут пойти заметно ниже, например в район 70-80 руб. Возможно, такая просадка будет краткосрочной.".

    15:07
    Елена Кожухова,  аналитик "Велес Брокер"
    Аэрофлот при пробое 90 руб направится к 85 руб - бумага все еще очень слаба, а ожидания американских санкций не добавляют оптимизма. При улучшении внешнего фона не исключен отскок в район 95 руб, но ожидать более уверенного восстановления (к 115-125 руб) стоит не ранее закрепления выше 100 руб - позитивный сценарий пока менее вероятен.


    11:11
    Добрый день! Будет ли "внутреннее кипение" заканчиваться расплавлением всего и вся, как это произошло на Газпроме в 2008 году?

    13:20
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Вы вспоминаете времена, когда «Газпром» в мае стоил более 300 рублей, а к новому году уже менее сотни? На мой взгляд, обвал бумаг «Сбербанка» был гораздо более впечатляющим. Впрочем, скорее всего полного расплавления рынка не будет. Ситуация десять лет назад осложнялась значительной долей иностранного капитала на фондовом рынке. Соответственно, этот капитал был во многом спекулятивный и его устраивали подобные провалы. Местные инвесторы смогли научиться не использовать маржинальные позиции в том масштабе, как в 2008 году. Поэтому таких проблем с ликвидностью мы не ожидаем.

    14:07
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Выручка Газпрома с тех пор удвоилась. Объем экспорта в Европу приближается к 190 млрд. куб. м. Сейчас акции не выглядят перекупленными. Цель на конец года по ним 185 руб., ожидания: "динамика на уровне рынка"


    11:03
    fn611203,  Финам
    Интересует перспективы Северстали, Новатэка. Стоит ли вкладывать средства в ОФЗ?

    13:15
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    На наш взгляд, «НОВАТЭК» это уже очень дорогая компания. Чтобы оправдать текущую капитализацию ей нужна прибыль в 5-10 раз выше, чем компания показывает в последние кварталы. Естественно, что рынок рассчитывает на рост бизнеса и бесперебойное производство наличности на завершённых проектах. Однако мы с вами имеем перед глазами пример «Газпрома», который на долгие годы утонул в инвестиционных программах, которые препятствуют росту выплат акционерам. Соответственно, мы допускали рост бумаги до текущих уровней, но на данный момент не имеем рекомендации их «покупать». С бумагами «Северстали» история несколько иная. Принятая дивидендная политика делает её весьма привлекательной. Однако на рынке всегда существуют сомнения, что компания сможет поддерживать прибыльность на взятом уровне. Тем не менее, мы не рекомендуем бумагу «продавать». Более того, при хороших просадках стоит пополнять свой портфель. И, наконец, текущие доходности ОФЗ достаточно высокие. Если есть альтернативы депозит и ОФЗ, то, естественно, лучше будет ОФЗ.

    14:54
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Акции Новатэк (NVTK RM) уже реализовали имевшийся в них потенциал для среднесрочного повышения. Приобретать их в надежде на сильный рост уже поздно. Скорее всего, они на несколько месяцев перейдут в состояние бокового движения в широком коридоре 1000-1200 руб.
    Что касается акций Северсталь (CHMF RM), то они встретили прочное сопротивление в районе 1100 руб. Ближайшей технической целью для них выступает уровень 1000 руб. Стимулом для заметного среднесросного роста этих бумаг может стать сочетание дешевеющей нефти и ослабляющегося рубля. Пока что этого не происходит, но такой сценарий возможен ближе к новому году.


    10:57
    Карен
    Оцените, пжл., портфель на ИИС: 1) ГП (127), 2) РТК ао (70), 3)Мостотрест (113), 4)Мосбиржа (100),5)Система (11,7), 6)МОЭСК (0,70), 7)МРСК Центра (0,31), 8)Сур преф (28), Энел (1,17).

    Что посоветуете: отчего избавиться, что усреднить, может что добавить. Держать хотел долгосрочно..

    Спасибо за вашу помощь

    13:09
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Вас, естественно, беспокоит просадка по большинству бумаг, хотя сам рынок находится достаточно высоко? То есть вы собрали в портфеле бумаги определённых циклов. На мой взгляд, собранные бумаги вполне могут находиться в портфеле на длительный срок. Каких-то резких движений не требуется. Разве только вам захочется увеличить некоторые позиции в нижней точке текущей коррекции. Единственно, есть вопрос по АФК «Системе». Мы довольно скептически относимся к перспективам компании на ближайшие 2-3 года из-за необходимости расплаты с «Башнефтью» и «Роснефтью». Однако это не означает отсутствие возможностей после этого периода.

    14:43
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Газпром 127 - держать, можно докупить.
    Ростелеком-ао 70 - держать, можно докупить.
    Мостотрест 113 - держать, можно докупить.
    МосБиржа 100 - держать, на текущем уровне не докупать.
    АФК Система 11.7 - сомнительная позиция, не докупать, ликвидация в случае просадки ниже 5 руб. Потенциал восстановления присутствует, но долгосрочный. Сохраняются риски внешних санкций.
    МОЭСК 0.70 - держать, можно докупить.
    МРСК Центра 0.31 - держать, на текущем уровне не докупать.
    Сургутнефтегаз-ап 28 - держать "в долгую", под дивиденды. Наращивать в случае возврата в район 30-32 руб.
    Энел Россия 1.17 - держать, на текущем уровне не докупать.
    Уровни сокращения имеющихся позиций - на ваше усмотрение, в зависимости от горизонта инвестирования.

    15:22
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Информируйте меня о своем уровне риска afanaseva@corp.finam.ru, тогда я смогу ответить на этот вопрос. Может быть вам только структурный продукт или продукт с гарантированной доходностью подходит, а вы на неликвид высокорискованный портфель зачем-то сконцентрировали.


    10:56
    Стоит ли покупать доллар?

    13:03
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Для каких целей? Положить на депозит? Возможно, стоит. Для спекуляций? Возможно, нет.

    13:33
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Учитывая девальвационные риски на горизонте нескольких лет, я бы покупал иностранную валюту, точнее, валютные инструменты, евробонды. Смысла просто держать доллары, не приносящие доход, нет.

    15:04
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Смотря какая у вас цель? Если для долгосрочной покупки акций США, я бы подождала поход к скрытому восходящему июньскому тренду 63,2, или пробой сопротивления 67,2. Для иных целей - лучше обсудить персонально, возможно вам нужен не доллар, а фьючерс или опцион для страховки капитала.

    15:17
    Да, в отношении доллара, на мой взгляд, все меньше надежд и все больше негатива, также как, впрочем, и в отношении американской экономики...


    10:46
    inveSTAR
    Уважаемые коллеги! Добрый день! Назовите, пожалуйста, ТОП-5 российских акций которые Вы бы сейчас положили в свой долгосрочный инвестиционный портфель. Спасибо!

    13:01
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Уважаемый inveSTAR, если говорить о портфеле на годы, то такому портфелю отвечает не так уж и много бумаг. Вернее, их список ограничивается высокими ожиданиями ROI. К таким я могу отнести: «Газпром», «Сбербанк», некоторых энергетиков, ГМК «Норникель», «Северсталь», «Аэрофлот». Одним из главных факторов попадания в такой портфель будут не обещания, а наличие истории возврата инвестиций акционерам с достаточно стабильной историей финансовых показателей.

    13:31
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Долгосрочно: покупка Газпром, ГМК, Мосбиржа, Сургут-п, Газпром. Спекулятивно - покупка ФСК и ВТБ. Но даже долгосрочный портфель необходимо время от времени пересматривать. Тезис про ROI поддержу.

    14:20
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Сбербанк-ао, Газпром, ГМК Норильский Никель, Сургутнефтегаз-ап, Алроса. Можно реинвестировать дивиденды от этих бумаг. Стоит периодически пересматривать доли этих бумаг в портфеле в зависимости от изменения стоимости.

    15:31
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Современные инвестиции - это не только акции. Если мы говорим о настоящем долгосроке - вложениях дальше 3-5 лет, то я бы выбрала ОФЗ, нефть, золото, РТС, и может быть доллар-рубль.

    15:24
    Не слишком ли это большая блажь - формировать долгосрочный (!)портфель на основе лишь ТОП-5 российских акций? Лично я не верю в долгосрочные перспективы, пусть даже крупных российских компаний, например, Сбербанка, чья деятельность в значительной степени основана на мелкотемье и недомыслии руководства, слепо уверовавшего в незыблемость нынешней финансовой системы, основанной на засилье фиктивного капитала...


    06:07
    Каковы ближайшие перспективы акций сбербанка и как долго будут падать акции Яндекса и Аэрофлота?

    12:57
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Если о ближайших перспективах, то бумаги «Аэрофлот» и Yandex находятся в «медвежьих» фазах. «Сбербанк» испытывает последствия рыночных слухов, или информационного тестирования рынка возможной сделки. Кроме того, коррекция идёт перед ноябрьскими мерами со стороны США. Соответственно, ближайшие перспективы радуют только «медведей». В остальном, бумаги стоит отслеживать и при нужных уровнях входить в длинные позиции.

    12:59
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    С Yandex, на мой взгляд, ситуация невеселая. Потенциал роста до конца года - 40%, цель 2600 руб. Однако, недавние слухи и новости создают очень существенные риски для компании, по моему мнению. Сейчас хотят ограничить долю иностранного участия в новостных агрегаторах. Но нет гарантии, что на этом регуляторный процесс завершится. Если аналогичные ограничения захотят распространить и на другие сервисы компании, то это ставит перед нелегким выбором: закрытие или продажа проектов или сокращение доли иностранных акционеров. Если иностранные фонды будут продавать акции, то котировки долгое время будут под давлением. Сейчас Yandex выглядит очень дорогим для поглощения. В случае падения капитализации ситуация поменяется. Так что, на мой взгляд, пока не будет прояснения с госполитикой регулирования сервисов, инвесторам стоит проявлять осторожность.
    Сбербанк - это техническая бумага, будет следовать в общем тренде рынков. А по Аэрофлоту. на мой взгляд, стоит дождаться отчетности. Котировки снижаются не просто так, а на фоне ожиданий резко опережающего роста топливных и эксплуатационных расходов. Нет оснований полагать, что в 4 кв. этот тренд будет перелормлен.

    13:56
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Обыкновенные и привилегированные акции "Сбербанка" находятся в состоянии затухающих колебаний после сильных движений, наблюдавшихся в них в июле-сентябре. Скорее всего бумаги Сбербанк-ао в ближайшие недели будут двигаться в рамках коридора 170-240 руб. Среднесрочная техническая цель для них - 200 руб.
    Аналогично бумаги Сбербанк-ап - движение в коридоре 140-175 руб., среднесрочная цель - восстановление в район 160-165 руб.
    Акции "Аэрофлота" продолжают дешеветь под угрозой введения адресных санкций со стороны США и в связи с высокими ценами на авиационное топливо. Не стоит забывать про то, что для них характерна высокая инерционность. Поэтому, несмотря на сильную просадку, они еще могут пойти заметно ниже, например в район 70-80 руб. Возможно, такая просадка будет краткосрочной.
    Акции "Яндекса" резко просели под влиянием слухов о возможном переходе эмитента под контроль "Сбербанка". Кроме того, стало известно о возможном установлении законодательного ограничения на участие иностранных инвесторов в отечественных новостных агрегаторах до 20%. Сильное трехдневное падение акций "Яндекса", на мой взгляд, является необоснованным. Однако, оно хорошо отражает тот факт, что они перестают быть интересными для крупных иностранных инвесторов. С технической точки зрения пока вполне вероятно коррекционное восстановление указанных бумаг к отметке 2000 руб. Но их дальнейшая среднесрочная динамика будет сильно зависеть от развития истории по поводу потенциально возможной смены крупных акционеров.


    23:12
    акинфий демидов
    Существует ли вероятность того, что многие эмитенты не будут выплачивать дивиденды, как из-за сложной политической обстановки в мире, так и различных санкций? Ведь привлечь ресурсы для развития и разных проектов стало дороже и труднее, вот компании и пустят на это дело заработанное, не станут платить держателям ценных бумаг ничего, ну или почти ничего. Или найдутся те, кто ради сохранения репутации дивиденды всё же выплатит? А от акций остальных стоит избавиться?

    12:44
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Репутация, на мой взгляд, не главное. Alphabet не платит дивиденды, но все в порядке с его репутацией. Есть другой момент. В России большинство крупных публичных компаний и банков контролируются государством. Оно, на мой взгляд, не очень хочет делиться доходами с частными инвесторами. По крайней мере, практика последних лет показывает, что государство готово изымать из компаний меньше денег в виде дивидендов, но больше в виде налогов (которые оно получает единолично). К тому же, госкомпании сильнее закредитованы, у них меньше прибыль. С частными компаниями ситуация пока лучше, но, к сожалению, на мой взгляд, имеются похожие риски. В Правительстве уже предлагали изымать "сверхдоходы", что автоматически приведет к сокращению прибыли, и, как следствие, дивидендов.

    12:52
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Вероятность отказа от дивидендов есть, но я бы не стал драматизировать ситуацию. Во-первых, наши компании активно сокращают свою внешнюю задолженность. То есть на текущий момент они справляются, как минимум, с обслуживанием своих обязательств. Внутренний рынок заимствований в отечественной валюте достаточно развит. Соответственно, отсутствие возможности занять в Европе, или США, это не отсутствие возможностей совсем. Мы допускаем, что банковский сектор будет придерживать расширение дивидендных выплат, что будет связано с необходимостью пополнения резервов. Однако по прочим компаниям дивидендная политика останется на прежнем уровне, если, конечно, не будет улучшаться. Как минимум, государство не только готово изымать прибыль у компаний в виде налогов, но также настойчиво продавливает план по выплате до 50% от прибыли в виде дивидендов. Соответственно, риски вашего сценария достаточно низкие.

    13:40
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Если говорить про российских эмитентов, то уже в течение нескольких лет наблюдается противоположная тенденция. Еще 5-10 лет назад многие из них осознанно выплачивали низкие дивиденды. Однако в настоящее время правительство вполне успешно добивается от компаний с госучастием повышенных дивидендных выплат. Изменившаяся государственная политика во многом задала тренд и для частных компаний.
    Добавлю, что даже в случае сильных экономических и политических потрясений, отечественные экспортеры сырья, скорее всего, не сильно пострадают. С большой долей вероятности они будут иметь возможность продолжать выплату дивидендов в обычном объеме.

    15:29
    Юлия Афанасьева,  преподаватель УЦ "ФИНАМ"
    Моя прибыль - это изменение курса. Дивиденды - приятная мелочь. Которую можно получить, если статистика поведения бумаги после отсечки - приличная, или покупка была сделана весьма заранее и есть запас прибыли, которую. скорее всего, не съест дивидендный гэп.


    22:53
    пипидастр чирлидингович
    Насколько климатический фактор в ближайшие месяцы может повлиять на стоимость нефти и других энергоресурсов, на ваш взгляд? Или его влияние минимально, так как зимы становятся всё теплее на планете, что снижает потребности в отоплении, а значит, в нефти, газе и угле. И значит, цену барреля будут определять совсем другие вещи, например – геополитическая напряжённость и торговые конфликты?

    12:38
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Есть противоречивые прогнозы на этот счет. ОПЕК и МЭА считают, что потребление нефти будет расти, в основном, за счет Индии и Китая, а добыча сокращаться из-за истощения месторождений с легко извлекаемой нефтью. Через 5 лет спрос может вырасти на 6 млн барр в сутки. Но, с другой стороны, растет добыча и потребление СПГ (к 2030 г может увеличиться вдвое), и если нефть станет опять дорогой, то, не исключено, что цены на различные углеводороды уже не будут жестко связаны, как сейчас. Геополитика, обстановка в основных странах экспортерах и потребителях, безусловно, всегда будет влиять на цену.

    12:46
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Уважаемый пипидастр чирлидингович, климатический фактор всегда стоит учитывать, но прогнозы погоды ещё менее точные, чем прогнозы цены на нефть. К слову говоря, потепление также приводит к повышенному потреблению электроэнергии и топлива по одной простой причине – людям требуется техника, чтобы устраивать локальное охлаждение. Впрочем, на ближайшие месяцы мы пока не можем говорить с полной уверенностью, что холодной зимы не будет. К примеру, в январе 2018 года холодная погода в США даже привела к существенному замедлению роста экономики. Кстати, климатологи утверждают, что глобальное потепление не означает хорошей погоды. Напротив, стоит готовиться к резким перепадам и обильным осадкам. Соответственно, ответ на ваш вопрос «да – будет влиять». Впрочем, для нефти в ближайшие месяцы будут гораздо более значимые события. Это и санкции против Ирана, и падение добычи в ряде стран OPEC, что сокращает резервные мощности. На стороне продавцов будут торговые войны, падение спроса из-за девальвации национальных валют развивающихся стран и т.д.

    13:20
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Фактор сезонности в ценах на нефть, конечно, присутствует. Однако его значимость уменьшается в периоды обострения международного военно-политического противостояния. Кроме того, сезонность - это лишь один их множества противоречивых факторов, влияющих на нефтяные котировки. В течение ближайшего квартала на них не менее сильное влияние окажет возобновление нефтяного эмбарго против Ирана со стороны США. Официальный Тегеран не планирует прекращать экспорт "черного золота", но при этом уже неоднократного заявлял о возможности перекрытия Ормузского пролива, что затруднит проход нефтяных танкеров с ближневосточной нефтью.
    Кроме того, пока что неопределенный исход имеет наметившееся обострение двухсторонних отношений между такими давними созниками, как США и Саудовская Аравия. Их вероятное примирение окажет стабилизирующий эффект на нефтяные котировки. В противном случае не исключено, что столь крупный поставщик нефти может сократить объемы экспорта.


    22:45
    Агафья Тихоновна
    Как, по-вашему, стоит ли ожидать более активного выхода на фондовый рынок российских компаний, которые включены в различные санкционные списки? Я имею в виду, в первую очередь, различные компании с госучастием, например, компании Ростеха. Без утраты контроля со стороны государства просто разместить часть акций. Ведь возможность получения кредитов на Западе практически закрыта, стоимость кредитов может быть высокой, а так получается, что и фондовый рынок будет поддержан, и деньги для развития будут привлечены.

    12:29
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Не ожидаю. Просто включить акции в листинг можно, провести полноценное IPO / SPO нет. Наш рынок очень небольшой по числу локальных инвесторов, по торговым оборотам по сравнению, скажем, с американским. Сейчас оборот в акциях Yandex подскочил в 200 раз по сравнению со среднедневным. А в США оборот по ним еще в 6 раз больше. Компании просто не соберут здесь большой объем средств на первичном размещении. Кроме того, инвесторам нужна определенная прозрачность, корпоративная культура, дивиденды. А санкционным компаниям, напротив, лучше уйти в информационную тень, чтобы избежать усиления давления. Да и щедрых дивидендов они платить не смогут.

    12:38
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Уважаемая Агафья Тихоновна, для размещения недостаточно иметь желания. Для этого ещё необходимы свободные средства тех, кто будет участвовать в первичном размещении. Соответственно, смысла в получении средств таким образом очень мало. Другое дело, если речь идёт о рынке облигаций. Там есть определённая ликвидность и спрос. Плюс к этому публичное размещение предполагает дополнительные расходы на предоставление соответствующей отчётности, учёт акционеров и т.д. Иными словами, для государственных компаний, попавших под санкции, нет никакого смысла выходить на биржу.

    12:59
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    По опыту недавних лет, активные размещения пакетов акций компаний с государственным участием происходили в момент низких мировых цен на углеводороды, что создавало проблемы с наполнением бюджета. Сейчас ситуация противоположная. Скорее всего, по этой причине разговоры про продажу государственных долей в крупных и интересных для иностранных инвесторов компаниях заметно стихли. По крайней мере, веские приччины для ускорения этого процесса отсутствуют. Сложившаяся ситуация сохранится на временном горизонте не менее одного года, а возможно, и дольше.


    22:25
    граф Мерзяев
    Несмотря на сближение со странами Азии, у нас остаётся мало соответствующих инструментов из этих стран: национальных валют, ценных бумаг их компаний. Увеличится ли их количество на нашем фондовом рынке? Или инвесторам так и остаётся торговать ими только на зарубежных площадках? Ведь намного проще было бы, если, к примеру, на площадке МосБиржи можно было торговать тайским батом или акциями вьетнамской компании, производящей знаменитый бальзам «Звёздочка».

    12:22
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Число инструментов растет. Недавно появился контракт USDINR. На фондовом рынке впервые прошел листинг EFT на индекс Казахстанской фондовой биржи KASE. Я допускаю вероятность вторичного листинга различных иностранных акций в России. Проект американских акций на Московской бирже пока приостановлен, но он может быть в будущем адаптирован под бумаги других стран. Насчет Вьетнамских компаний, не уверен, есть специфика конвертации национальных валют РФ и Вьетнама, спред может доходить до 20%, банк, который осуществляет расчеты, всего один. Не думаю, что такие условия устроят инвесторов.

    12:32
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    У нас мало и других инструментов внешних рынков. К сожалению, это вопрос к Московской Бирже. Мы часто общались с ними, но пока они даже не готовы предоставить торги фьючерсом на S&P 500, который любят технические торговцы. До сих пор нет нормального контракта меди. Естественно, что сложно ожидать присутствие каких-либо иных менее ликвидных инструментов. Разве только азиатские компании решат провести первичное, или вторичное, размещение своих бумаг. Однако для этого у нас на рынке должны водиться деньги, которых самим мало. И, естественно, соглашусь с Георгием Ващенко, что торговля национальными валютами стран второй очереди будет проблематична из-за больших разрывов в покупке и продаже. Соответственно, юаня пока хватит, но торговля юанем мало чем отличается от торговли долларом.

    12:51
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Для азиатских публичных компаний размещение на российском рынке акций просто неинтересно. Пока что для этого нет никаких объективных примуществ, но имеются многочисленные "минусы" как по политическим, так и по экономическим причинам. За предлами своего региона для них намного более привлекательным является размещение на обширном и разнообразном рынке акций США. Скорее всего, сложившееся положение дел не изменится в ближайшие годы. Поэтому за азиатским акциями и валютой придется идти на зарубежные биржи.


    22:11
    Василий Первухин
    Ростех и Renault ранее сообщили, что намерены полностью выкупить акции АвтоВАЗа, проведя делистинг компании. Существует ли вероятность, что другие автопроизводители последуют этому примеру? Не станет ли уход АвтоВАЗа ещё одним ударом по отечественному фондовому рынку? Он (рынок ценных бумаг) и так недостаточно развитый, как в других странах, а тут ещё и эмитенты с него уходят, он ведь так зачахнет совсем.

    12:15
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Вы имеете в виду Соллерс, Газ и Камаз? Уход Камаза когда-нибудь, на мой взгляд, исключать нельзя, если Ростех решит увеличить свою долю. Камаз стоит сегодня дешево. Годовая выручка приближается к 150 млрд руб. ($2,3 млрд), а капитализация всего $650 млн. Вероятность делистинга частных заводов, на мой взгляд, низкая.

    12:25
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    Рынок наш не зачахнет. Вероятность делистинга всегда есть, но стоит понимать, что делистинг «АВТОВАЗ» делается в рамках реструктуризации компании. Консолидация пакета означает больше свободы в решениях. Соответственно, нельзя исключать, что «АВТОВАЗ» полностью перейдёт в концерн Renault, или вернётся на биржу в обновлённом виде. Проводить делистинг «КАМАЗ», «Соллерс» смысла нет.

    12:41
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Что касается акций "АВТОВАЗа", то их предстоящий делистинг выглядит вполне логичным и обоснованным с точки зрения сложившегося положения в компании. В обозримом будущем не стоит исключать возможности делистинга акций "КАМАЗа", поскольку их количество в свободном обращении невелико. Поскольку акции "АВТОВАЗа" являлись низколиквидными бумагами, это не станет ударом для отечественного рынка. В качестве подобного примера можно привести бумаги пивоваренной компании "Балтика", про которые сейчас уже никто не вспоминает.


    18:32
    Газпром хорошо просел и может стоит покупать или еще ниже пойдем? И как на ваш взгляд повлияют санкции 5 ноября целиком на индекс ( уровни снижения?)

    12:05
    Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
    Добрый день!
    Пока рынок не продемонстрировал, что нисходящий тренд закончился. Напротив, он усиливается. Есть отдельные бумаги, которые смотрятся неплохо на покупку, но рынок в целом, как мне кажется, пока продолжит снижение. Санкции и геополитический фон, вероятнее всего, усилят негатив. Ближайшей поддержкой видится уровень 1050 п. по Индексу РТС.

    12:22
    Андрей Кочетков,  ведущий аналитик "Открытие Брокер"
    В санкциях нет ничего хорошего, но мы не считаем самый жёсткий сценарий наиболее вероятным. Всё остальное наш рынок выдержит. Более того, текущая коррекция может завершиться к моменту объявления новых ограничительных мер. Что касается «Газпрома», то ещё на прошлой конференции я говорил о том, что бумага может достичь 175 рублей, но, вероятно, это максимум на текущий момент. Более того, максимумы по «Газпрому» совпали с историческим максимумом по индексу МосБиржи, после чего началась текущая коррекция. Соответственно, покупать стоит тогда, когда появятся надёжные признаки завершения текущего движения. Для «Газпрома» опасным уровнем является 141 рубль. Закрытие на дневном графике ниже этой отметки будет означать вероятность движения в сторону 125-130. Впрочем, пока не будем нагнетать обстановку. Соответственно, ответ на краткосрочную перспективу – нет, или очень осторожно. В долгосрочном плане у бумаги ничего существенного не меняется.

    12:28
    Виталий Манжос,  старший риск-менеджер "Алго Капитал"
    Скорее всего, акции "Газпрома" встретят достаточно сильную поддержку на подступах к уровню 150 руб. В худшем случае они сползут в район 140 руб. По моему мнению имеет смысл приобретать их в районе 140-150 руб. с расчетом на возобновление недавнего роста. С фундаментальной точки зрения они имеют поддержку, поскольку "Газпром" ожидает установления нового годового рекорда по объему экспортных поставок. Кроме того, акции "Газпрома" в отличие от многих других бумаг нефтегазового сектора еще очень далеки от своего исторического максимума и сохраняют весомый потенциал для среднесрочого прироста.
    Очередной пакет санкций, скорее всего, не нанесет сильного ущерба бизнесу экспортирующей компании. Сильным негативом могло бы стать лишь введение адресных ограничительных мер против "Газпрома". Однако подобный козырь, скорее всего, будет прибережен на более отдаленное время.

© 2006-2020 Finam.ru

Рейтинг@Mail.ru