$ 77,3825€ 90,0775
+0,314%+0,031%
Услуги
Сервисы
Контакты
События Теханализ Котировки

Политические соседи - выборы президента Белоруссии и отношения с Россией

06.08.20 13:00

БЕЛТА - Новости БеларусиВ соседней Белоруссии в предстоящее воскресенье, 9 августа, пройдут президентские выборы. Досрочное голосование стартовало уже во вторник, 4 августа. В начале предвыборной гонки кандидатов было много, но ЦИК страны зарегистрировал всего пятерых, отказав Виктору Бабарико и Валерию Цепкало. Еще восемь человек либо не сдали нужное количество подписей, либо добровольно снялись с выборов. В итоге в выборах будут участвовать Александр Лукашенко, Андрей Дмитриев, Анна Канопацкая, Сергей Черечень и Светлана Тихановская.

Предвыборная кампания-2020 в Белоруссии проходит в атмосфере коронакризиса, оппозиционных митингов, задержаний, скандалов, уголовных дел. Сообщается, что на выборы президента Белоруссии аккредитовали более 45 тыс. местных наблюдателей, кроме того миссия СНГ примет участие в наблюдении за выборами, но на этот раз не будет наблюдателей ОБСЕ, поскольку приглашение от властей Белоруссии пришло в организацию с большим опозданием.

В июле усложнились российско-белорусские отношения. На территории Белоруссии задержаны российские граждане. Действующий президент Александр Лукашенко заявил о "российском вмешательстве" с целью влияния на ход и результаты выборов. Российские власти в свою очередь вмешательство отрицают.

Чем отличаются нынешние президентские выборы в Белоруссии от предыдущих? Каковы шансы оппозиционных партий в конкуренции с административным ресурсом действующего президента? Какие возможны варианты событий на выборах? Есть ли вероятность "нового майдана" в соседней Белоруссии? Какие риски предстоящие выборы и связанные с ними конфликтные ситуации несут для России, отечественных компаний и для финансовых рынков в том числе?

Участники конференции:

  • Ярослав Романчук, белорусский политик
  • Кирилл Коктыш, кандидат полит. наук, доцент кафедры политической теории МГИМО
  • Дмитрий Навоша, медиаменеджер
  • Сергей Чалый, белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
  • Кирилл Петров, к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Показывать ответы


15:00
Информационная группа Finam.ru
Уважаемые дамы и господа!
Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за интерес. Удачи на рынке!


14:48
Каков все же реальный рейтинг Лукашенко в крупных и небольших городах Беларуси, в сельской местности? Каков рейтинг Батьки в России? Как обстоят в Беларуси дела с независимой оценкой политического влияния того или иного кандидата в президенты,политического деятеля? Чем в этом смысле Белоруссия отличается от России?

14:56
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Никто не знает, в Беларуси разгромлена независимая социология, а официальная тщательно засекречена.
Хотя бы этим и отличается

15:05
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Ну, понятно, что пока не 3%, фигурирующие в опросах на самых популярных интернет-сайтах страны, эта цифра – скорее мем. Но столько станет более-менее сразу, если выключить культ личности на ТВ. Несмотря на высокий уровень проникновения интернета, хватает в Беларуси и таких, кто информационно зависим от телевидения, а значит от пропаганды.

Но и более 20-25% реальной поддержки Лукашенко вообразить, честно говоря, сложно – даже с учетом существования людей, которые голосуют по инерции, не приходя в сознание. Не осталось ни одного социального класса, где бы Лукашенко уверенно доминировал. Даже пенсионеры уже в основном против, на митингах их реально много.

15:49
fb1760284114051858,  Стэфан
Поддерживаю Оскара777. Любому, кто проезжал в Белоруссию через Смоленщину и Псковщину абсолютно очевидно, что село и небольшие города в Белоруссии живёт кратно лучше, чем Российское. Состояние дорог несравнимо лучше, чем в России, Латвии и Болгарии (на уровне Эстонии). Разрушенных предпритий (как у нас) практически не видел - всё работает, люди на работу с утра "прут" как в СССР конца 80-х. Порядок на таможне и органы ГАИ вполне дееспособны. Цены существенно ниже Российских (хотя и ... Далее →

17:41
Спасибо всем участникам конференции. Надеюсь лидерам двух стран хватит ума и совести, чтобы быть достойными своих великих народов, чьими стараниями разрушена ни одна подлость в нашем стремительно меняющемся мире...


14:41
Уважаемые эксперты,давайте все же разберемся в том, "кто матери истории более ценен" на основе реальных показателей, а не домыслов и инсинуаций. Согласны ли вы с тем, что именно в период деятельности Лукашенко Беларусь серьезно нарастила свой внешнеполитический вес, не имея ни выхода к морю,ни выдающихся сырьевых запасов, да к тому же пребывая под многолетними санкциями? Согласны ли вы хотя бы с тем, что в период нахождения Лукашенко у власти Беларусь сравнялась с Россией по ВВП на душу населения расчитываемого по паритету покупательной способности, обогнав при этом такие деиндустриализированные евробюрократией страны как Румыния или Болгария?

14:50
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Беларусь после распада СССР единодушно считалась первым кандидатом на вступление в ЕС. Теперь это страна изгой с президентом который может едва в Австрию впервые за много лет прилететь с визитом. И все санкции были результатом действий самой власти вроде разгона площади 2010 и посадок своих оппонентов в тюрьмы
Страна которая гордились своей индустрией довела доставшиеся ей заводы до хронической отсталости и убыточности.
Производительность труда в Беларуси в полтора раза ниже чем в России и в 6 раз ниже чем в ЕС.
За последние 5 лет экономика не выросла, прерывая в стагнации
Про обещанную еще в 2010м зарплату в 500 долларов напомнить? Достигли едва через 10 лет

19:23
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Отмечу три важных периода в новейшей истории Беларуси. В 1995 – 2005гг. произошло удвоение ВВП в долларовом выражении, примерно с $15 до $30 млрд. Затем – ещё один уникальный период: 2005 - 2008гг. – удвоение ВВП с $30 млрд. до $60 млрд. А в период 2010 – 2020гг., по оценке Правительства Беларуси, среднегодовые темпы роста ВВП будут менее 0,9%. ВВП в долларовом выражении в 2020г. будет меньше, чем в 2010г. Источники роста истощены. Экономика накопила огромный объём токсичных активов. Беларусь по многим экспортным позициям дотирует российских потребителей, особенно продовольствия. Формально промышленность ещё формирует 22 – 23% ВВП, но посмотрите на её финансы. Более 40% выручки идёт на оплату кредитов. В нефтепереработке это более 60%. Промышленные предприятия стали хроническими иждивенцами бюджета. Государственные инвестиционные программы модернизации поглотили $75 млрд. государственных денег. И результат? Убытки, токсичные активы, омертвлённый капитал. Система Совок/Госплан – это манна небесная для 1% распорядителей и потребителей чужого. Сегодня правительство Беларуси признаёт, что по производительности труда Беларусь отстаёт от стран ЕС в 3 – 4 раза, что менее 5% создаваемых рабочих мест – высокопроизводительны. Когда стран в третий раз на 10 лет попадает в рецессию, проблемы явно не конъюнктурного характера.


14:40
Андрей
Сергей, есть мнение что разгон площади и ухудшение отношений с ЕС \ США \ Китаем толкнет Беларусь в объятия России. При этом многие сходятся в том, что, в целом, Лукашенко устраивает Кремль, поскольку его политика и экономическая ситуация так или иначе все больше и больше затягивает страну в состав России. Но почему бы тогда России не устроить провокацию 9 августа с целью ускорить неизбежный процесс?

15:07
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
А зачем? Лукашенко сам устроит все провокации, сам предпримет все шаги, которые сделают его изгоем. Реально сложно быть более эффективным в этом отношении, чем он.

15:09
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
А зачем это нужно России когда как мы знаем сам Лукашенко прекрасно с этой задачей справляется изобретая провокации и прибегая к силовым акциям против его политических оппонентов и собственного населения

15:20
Нивелировать минимальный риск того, что Лукашенко сможет справиться без \ минимальным количеством крови. На мой взгляд (не профессиональный), здесь будет достаточно небольшой группы людей (которые приедут в гражданском, поселяться в разных местах и будут пить алкоголь) которые в нужный момент поднесут спичку. Затраты, опять же, не должны быть большими. Зачем пускать в данном случае на самотёк, при очевидных выгодах и небольших затратах?


14:26
Уважаемые эксперты,давайте все же пофантазируем (в условиях катастрофической нехватки данных и временного цейтнота представляет интерес любая информация - даже сплетни в виде версий),каким образом вели бы себя "вагнеровцы" в ситуации аналогичной майданным событиям на Украине? Они бы бросились защищать ближайшего стратегического союзника России от прозападной оппозиции или действовали бы исключительно исходя из, как выразился Батька, "грязных намерений"?

14:39
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Данных как раз хватает – за 26 лет Александр Лукашенко хорошо изучен, известны все приемы его борьбы. Ему просто очень-очень хочется удержать власть, любую цену он считает приемлемой. Даже если цена в виде роста напряженности с Кремлем окажется высокой.


14:06
Скажите, пожалуйста, у Лукашенко, после всех как правило весьма нетривиальных и четко спланированных, попыток организации "майданов" в Беларуси, начиная с известных событий 2010 года, а также весьма странных обстоятельств, связанных с неожиданной активностью на политическом поприще Бабарико,очевидным и тесным образом связанного с прокремлевскими идеологами и огромными денежными потоками российских монополистов, были причины не доверять уверениям российской власти в добрых намерениях? Как бы, на ваш взгляд, повел себя Путин в аналогичных обстоятельствах?

14:26
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Не дурите головы, нет никакой руки Кремля на этих выборах. Больше того, вся история настоящего российского вмешательства в выборы на постсоветском пространстве свидетельствует о вопиющей неэффективности этого вмешательства (Украина, Молдова, Грузия, Абхазия и т.д.)

Миф о российской угрозе нужен только Лукашенко, больше ничего кроме отражения этой угрозы он не может продать избирателю

14:41
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
С самого начала говорил во всех комментариях, что люди идут не только и не столько за Тихановским, Бабарико и Цепкало. Сколько против диктатуры Лукашенко. Что отлично иллюстрируется их последующим поведением – готовностью поддерживать даже жену политзаключенного, которую они не видели и не знали еще 3 месяца назад.


13:27
Так называемые "оптимисты" часто говорят, что "невозможно управлять государством с таким уровнем недовольства". Что это в течение относительно короткого времени приводит к деградации власти и ее смене. Можете ли вы описать конкретные механизмы, по которым это происходит?

13:38
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Конечно.
Это итальянская забастовка среднего управленческого звена, которое перестаёт корректировать некомпетентные управляющие посылы высшего руководства, а начинает исполнять поручения буквально. Это и безопасно так как нельзя придраться и быстро обнажает несостоятельность власти

14:06
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Согласен с ответом Сергея, но добавлю еще кое что.

Лукашенко весьма мстителен и склонен отвечать источникам своих обид. А поскольку они повсюду – многим экономическим субъектам еще предстоит столкнуться с новым давлением и ограничениями. Эти подозрительные банки и IT-компании, в которых столько вольнодумцев. Этот страшный интернет, по которому продолжат бить, хотя это будут «выстрелы в ногу».

Ну, и просто отъезд из страны экономически активных людей. Он, может быть, не кажется настолько масштабным при подсчете «по головам», но это немалый объем не созданных рабочих мест, не выплаченных налогов, сужения внутреннего потребительского рынка и т.д.

14:08
И все-таки это только половина ответа. Каким образом должна произойти смена? Ведь АГЛ явно не собирается уходить сам, значит, кто-то в элитах, обладающий ресурсами(скорее всего силовыми), должен решить, что пора. На сегодня, силовой блок выглядит очень монолитно

14:14
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Виктор Бабарико до того, как его посадили, ответил на похожий вопрос «или нормальные выборы, или голодные бунты потом». Боюсь, что этот прогноз может оказаться реалистичным.


13:22
Вопрос Сергею Чалому: Вы довольно оптимистично, судя по вашему подкасту на тут.бай, смотрите на электоральную компанию этого года и на объединенный штаб. Но что же будет после 9.08.2020? Страну нам не отдадут, "плошча" по образцу 2010 года оптимизма не внушает. Может стоит разработать план сопротивления, забастовок и т.п.? Как будем возвращать власть народу? Если победителем на выборах объявят альтернативного кандидата, как успеть провести необходимые реформы и внеочередные выборы?

14:20
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Боюсь в худшем случае придется учиться сопротивлению в условиях военной диктатуры
В случае победы Тихановской выборы можно провести и в 4 месяца, а реформы уже потом, с новым президентом


12:15
Юрий,  -
Вопрос к Сергею Чалому. Вы объясняете и доказываете, что страна движется к дефолту Беларуси. Какие признаки скорого дефолта об этом говорят? Как он будет проходить, какие последствия (для страны и людей по отдельности)?

13:18
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Дефолт всегда политическое решение, а не некая экономическая неизбежность. Главный признак его не приближения, а его желательности или даже необходимости - это степень сложности с обслуживанием внешнего долга (бюджет сейчас зарабатывает только четверть необходимых валютных доходов, остальное перекредитовывает) и стоимость внешних заимствований для такого перекредитования.
Эти нагрузки и сейчас достаточно велики, сильно подавляя экономический рост в стране.
Пример Аргентины 2001 и России 1998 показывает что после недолгого периода трудностей связанных с потерей доступа к внешнему финансированию, наступает быстрый экономический рост.

16:08
Уверяю вас, что Беларусь находится к дефолту ничуть не ближе, чем США,Евросоюз и многие другие страны, включая Россию. Посмотрите что творится на рынке драгмета, который представляет собой основную и непосредственную угрозу долларовой системе и, вообще говоря, фиатным деньгам и вам многое станет понятным без слов....

18:57
Насчёт экономического роста в России господин Чалый рассказывает нам что-то не то. Среднедушевые доходы в России после победы "демократических либеральных" сил опустились на 66-е место в мире. СМ. статистику в Интернете. Обьём произведённого национального продукта в России по расчётам профессора Катасонова и сейчас не достиг уровня РСФСР 1990г. Причём, расчётам Катасонова можно гораздо более верить, чем расчётам придворных либеральных экономистов или расчётам Всемирного Банка. Да ... Далее →


11:45
Прошу обьяснить почему В России число погибших от ковид составляет 1,66 % от числа заражённых вирусом, а в Белоруссии число погибших от ковид только 0,84 % от числа заражённых. Хотя в процентном соотношении число заражённых в Белоруссии выше, чем в России где-то на одну пятую, что можно обьяснить большей плотностью населения в Белоруссии и что Батька не обьявлял "паралич всей страны". Не является ли эта ситуация свидетельством превосходства системы управления, превосходства медицины в Белоруссии, перед Россией. Про приписки прошу не говорить, в России их ёщё больше. Например почему в Санкт-Петербурге число погибших составляет аж более 6% от числа заражённых ? Это медицина в СПб такая плохая или приписки вируса тяжёлым больным чтобы "срубить" бюджетные деньги ?

13:08
Кирилл Коктыш,  кандидат полит. наук, доцент кафедры политической теории МГИМО
Карантин был нужен для того, чтобы сгладить пик эпидемии, речь не шла о борьбе с вирусом - на тот момент и бороться было особо нечем. Белорусская система здравоохранения, похоже, справилась с пиком и без чрезвычайных мер, но обо этом не говорили - в результате антиковидная политика власти поддержки общества не получила. А объективные результаты по России и Беларуси оказались сопоставимы.

14:02
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Думаю что официальной статистике никто не верит в обеих странах.
Ситуация в Беларуси усугубляется еще и тем, что Лукашенко было политически важно объявить "победу" над вирусом к выборам.
Хотя именно его реакция на коронавирус я думаю и вызвала головным образом резкое падение его популярности - отрицание опасности, обвинение умерших в их смерти, обвинение врачей в том что заражались а не лечили, запрет на карантин в школах и запрет на применение там СИЗ и т.д.


11:19
Не потому ли подавляющее большинство белорусов голосуют за батьку Лукашенко, что в Белоруссии сохранена социальная система доставшаяся от СССР? Бесплатная медицина и образование. Потому что в Белоруссии простой народ живёт хоть и скромной но достойной жизнью и нет каждодневной борьбы за выживание, как в России. В белорусских городах маршрутки и автобусы водят белорусские парни а не восточные гастарбайтеры как, в России. Не потому что в городе Гродно у гимназии так и стоит памятник Чапаеву Василию Ивановичу, а на постаменте в центре города стоит танк Т-34 устремлённый пушкой на запад и хоть сейчас готовый сьехать с постамента и двинуть навстречу очередному нашествию. Не потому ли , что Лукашенко во время ковидного мракобесия не позволил остановить и обрушить экономику страны, и достойно провёл Парад Победы ? Парад Победы -наш общий памятник всем погибшим в боях, замученным и убитым. А в России видите ли вируса испугались . Прошу прокомментировать.

13:27
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Гастарбайтеров в Беларуси нет по очевидной причине – слишком мало платят (в Кыргызстане и Молдове, или в каком-нибудь Гаити, гастарбайтеров тоже нет). И сотням тысяч белорусов приходится самим становится гастарбайтерами, уезжать в любые другие страны, чтобы обеспечить семью.

Но в целом, простите, сложно удержаться от предложения вам самим перебраться в Беларусь на пару лет, испробовать на себе этих бесплатных медицины и образования, – после которого, например, ваши дети будут обязаны отработать по распределению в отдаленной деревне за копейки. Либо вы всё-таки будете вынуждены за это бесплатное образование заплатить.

13:33
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Здравствуйте, когда я еду по Минскому шоссе в Московской области и вижу у обочины вереницы машин с белорусскими номерами, в которых граждане РБ ожидают того, кто возьмет их на любую поденную работу, я начинаю сомневаться в наличии той самой системы социальной поддержки, о которой вы говорите.

13:33
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Интересно наблюдать как аргументация сторонников действующей власти все более эволюционирует к анекдоты про "бедно но чисто".
Десятилетие бездействия и отсутствия экономических реформ привели к тому что уровень жизни в Беларуси уже меньше чем у всех соседей кроме воюющей Украины, да и то там средняя зарплата стремительно наполняет нашу.
Отсутствие перспектив как результат застоя уже привел к заметному оттоку квалифицированных работников (и в том числе и медиков) причем уже не в Россию а на запад.


11:08
Вопрос к Сергею Чалому. В своей последней передаче на tut.by вы сказали что у нас уже есть раскол элит. Хочется услышать больше аргументов почему вам кажется что это так и так же на сколько он глубокий на ваш взгляд.

14:39
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Я могу судить только по обращениям самого Лукашенко к этим самым элитам
А там и обида на творческую интеллигенцию, и просьба госслужащих подождать еще 2 года решения их проблем, и мольба номенкатуре не предавать и т.д.
Что это как не свидетельство раскола.
На его стороне остались только штыки из элит.
Другое дело что мы видим как нищие учителя, вовсе не элиты, готовы на выборах подсчитывать голоса в "нужную" сторону. А это вовсе не элиты, они даже не бенефициары этой системы с такими зарплатами. Это удивительный феномен. Это раскол и в самом народе


10:43
Почему Газпром (наше достояние, как нам говорят) продаёт газ Германии дороже, чем Белоруссии. Хотя Белоруссия наш ближайший союзник, а Германия геополитический соперник и Германия участвует в санкциях Запада против России. Это потому что главу Газпрома зовут Миллер и родина у него Германия? Или потому, что сама наша власть прилагает все усилия чтобы Союзное государство России и Белоруссии не состоялось?

14:31
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Газпром продает газ Беларуси так дорого потому что установленная в 2012 году формула цены в соответствии с условиями ЕЭП содержала ошибку в виде валютной составляющей транзита газа по территории РФ. В 2016 ее не поправили, а ввели компенсацию в виде зачисления экспортных пошлин на нефть (хотя причем тут нефть к газу) в бюджет РБ от 6 млн тонн реэкспорта нефти. А затем налоговым маневром приняли решение о постепенной отмене этой пошлины

19:30
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Цена по газу – это проявление политической воли, доверия между белорусскими и российскими газовыми руководителями. Стороны заигрались в формулы вместо того, чтобы ориентироваться на мировые цены. Тут качели: в какие-то исторические периоды газовые договорённости были в пользу Беларусь, теперь – в пользу России. Нежелание в оперативном режиме скорректировать цену на газ для Беларуси – это доказательство реального политического кризиса.


10:33
Картина, которую нам рисуют СМИ: Белоруссия не является независимым государством, поскольку самостоятельно не может поддерживать взятый на себя социальный статус. Его можно поддерживать только за счет ресурсов России. Однако окружение Путина не устраивает сегодняшняя дотационная форма взаимоотношений с Белоруссией. Выход из кризиса … только один – поиск взаимоприемлемой формы интеграции. Однако взаимная «алчность» сторон не позволяет найти компромисс (здесь стоим вспомнить историю с Уралкалием). Сегодня Лукашенко пытается взять инициативу в свои руки. Посредством предвыборного шоу, которое мы наблюдаем, он пытается показать, что ожидает Россию во взаимоотношениях с Белоруссией в случае нежелания идти на уступки Лукашенко&Ко. Вопрос: на кого рассчитан этот спектакль?

14:34
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Я так и не понял что хочет показать России Лукашенко, ведь главной угрозой на этих выборах объявлена некая российская угроза. Он пугает Россию Россией?


09:19
Чем придется платить Беларуси за игры Лукашенко в очередном избирательном сезоне: разгром Белгазпромбанка, 33 российских боевика? Не задушат ли нас после этого в "братских объятьях", так как "печальные последствия" уже обещаны Медведевым?

14:44
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Лукашенко сам себя загоняет в эти объятия, настроившись на обеспечение своей победы любой ценой, включая непризнание результатов выборов западом и последующего роста зависимости от России. Мы это проходили несколько лет после разгона площади в 2010, и рискуем повторить этот сценарий с еще большими издержками.

14:45
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Сложно точно предсказать ответы из России. В конце концов, этот банк – мелочь на фоне других ее задач и проблем.

Но самая большая цена будет заплачена Беларусью всё-таки не за вагнеровцев и не за банк – а за консервацию не работающей экономической модели, за изоляцию, за подавление активной части белорусского общества.


08:45
Добрый день! Интересно мнение экспертов об интервью Гордону и заявлении о готовности выдать вагнеровцев Украине. Почему так упорно рубится сук, на котором сидят?

13:30
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Выдачи Украине не будет. Александр Григорьевич Лукашенко -– патриарх геополитического торга. А для торга нужно больше одной стороны, то есть не только Россия. Но при этом он знает свои красные линии, за которые нельзя заходить.

Мой прогноз – что уже через неделю-две эти «боевики, присланные делать терракты», будут дома.

13:35
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Обычная игра на повышение ставок, кто-то может назвать ее словом "блеф", впрочем в покере - это достойная стратегия победы.


07:47
Андрей Мартынов
Если власть сменится в республике, следует ли ждать уменьшения экономического сотрудничества с Россией, прекращения крупных проектов, например, Белорусской АЭС? Тем более что против этого проекта активно выступает Литва. Возможна ли переориентация белорусских производителей на другие рынки, отказ от российского рынка? Или их возможности позволяют увеличить объёмы производства и работать на разные рынки, и поворот от России будет происходить постепенно?

14:33
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Не вижу ни малейшего смысла отказываться от сотрудничества с Россией по политическим мотивам. В результате экономических реформ и как следствие роста конкурентоспособности нашего экспорта на внешних рынках доля России очевидно постепенно снизится, но это будет нормальный и естественный процесс


07:46
Тихановская хочет провести референдум по возврату Конституции 1994 года. Без существенного изменения состава проЛукашенковского правительства. Насколько оправдан шаг передачи бОльших полномочий такому правительству перед полномочиями нового демократического президента?

13:29
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Референдум планируется провести одновременно с новыми президентскими выборами. После президентских выборов всегда формируется новое правительство. Она говорит только о переходном периоде максимум в 180 дней


07:39
Николай Некрасов
Каково состояние белорусской экономики сейчас? Как она изменилась за то время, что Лукашенко является президентом? Можно ли как-то охарактеризовать её? Преобладает государственный бизнес или частный в экономике республики? Насколько она конкурентоспособна по сравнению с другими странами СНГ? А по сравнению с европейскими государствами, включая, ближайших соседей?

13:49
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Белорусская экономика находится в системном кризисе, в отсутствие реформ она не способна генерировать приемлемые темпы экономического роста (потенциальный рост в 1.5 -2 % при отсутствии внешних шоков). Средние темпы роста за последние 5 лет близки к нулю.
Причина этому - неэффективные и зачастую хронически убыточные старые советские предприятия, госсектор до сих пор обеспечивает более половины занятости.
Производительность труда в результате ниже чем в России в полтора раза и в 6 раз ниже чем в ЕС

19:42
Ярослав Романчук,  белорусский политик
За IV пятилетку (2011-2015) ВВП в реальном выражении в BYN-рублях увеличился на 5,9%, в 2016 – 2020 Минэкономики прогнозируют 3% ВВП, т.е. 8,9% за десять лет. Среднегодовые темпы экономического роста менее 0,9% на протяжении десяти последних лет – это системный кризис.
ПРОВАЛ № 2. Правительство признаётся: «Мы отстаём от стран ЕС почти в 4- 5 раз по уровню производительности труда…» Не на 3%, 30% или 33%. Даже не в два раза. Разрыв в производительности труда в пять раз – это отставание страны в экономическом развитии на 30 - 50 лет. А. Лукашенко обещал выбирать лучшее из мирового опыта, базировать свои решения на современных достижениях науки, делать ставку на талант, творчество и трудолюбие. Получилась опора на номенклатурное транжирство, управленческое тунеядство и статистическое трюкачество. Это приговор технологиям госпредприятий, которые продолжают душить экономику своей неповоротливостью. Это вердикт совковой системе управления страной и заводами/фабриками. Это твёрдое заключение «не годен» для доминирующей модели инвестирования и модернизации.
ПРОВАЛ № 3. Вот оценка правительства своей работы, как работодателя: «Только 7 процентов новых рабочих мест – высокопроизводительные». Семь процентов! Остальные рабочие места – под зарплату $150 – 250 в месяц. Это постыдный уровень для китайских, даже вьетнамских рабочих. Это дно промышленного и аграрного производства. Беларусь превратилась в страну, которую власти хвалят, как место с дешёвой рабочей силой. Мол, это наше конкурентное. На самом деле, это позор модели Совок/Госплан. Задание «по-$500» провалено. В существующей налоговой системе создавать рабочие места бизнесу крайне проблематично. Власти в ручном режиме управляют рынком труда, пугая людей невидимой рукой рынка. Доуправлялись до того, что в зоне высокого риска ликвидации находится сегодня ~700 тысяч рабочих мест. Властная Вертикаль создала такой инвестиционный климат, что он хорошо только для стейкхолдеров ЗАО «Беларусь». При этом доля Беларуси в накопленных прямых иностранных инвестициях в мире составляет мизерные 0,04%. Если нет притока капитала¸ новых технологий, современных подходов к организации и управлению производства, если нет уважения Предпринимателя, дискредитируется культура успеха в бизнесе, то в стране не могут создаваться высокопроизводительные рабочие места. Не на чем. Не за что. Некому.


07:33
Григорий Кисленков
На ваш взгляд, чем руководствуются люди, которые из выборов в выборы голосуют за Лукашенко? Что он им дал? Неужели они не видят многочисленных протестов в стране? Или за него давно голосует меньшинство, а результаты выборов м-м-м… «изменяют» в нужную сторону?

13:03
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
В Беларуси довольно высокое проникновение интернета (более 80%), но роль телевидение всё ещё довольно высока. А оно более-менее всё состоит из нарратива «весь мир полыхает везде проблемы,, в Беларуси стабильность, и только при Лукашенко она возможна, а любые новые политики хотят распродать, разорвать страну». Запугивание – один из самых эффективных видов манипуляций, и нельзя сказать, что такие манипуляции совсем не работают.

Ну, и фальсификации, да. Де факто в Беларуси отменено и даже криминализовано наблюдение за выборами, нет экзитполов и социологии. Где-то была хорошая шутка про «правило Паретто в Беларуси» – «где 3% дают 80%».

13:39
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Мотивы людей могут быть различны. Социологические данные по РБ нам недоступны, в рамках этой кампании соперниками достаточно эффективно под сомнение было поставлено и само наличие электорального рейтинга у инкумбента. В моем понимании, главный мотив лоялистов: "Чтоб не грянула беда, говори ты власти: "ДА".

13:51
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Страх неопределенного будущего перевешивает надежды на улучшение жизни в результате перемен.
Продажа страха - главная тема двух последних кампаний Лукашенко


07:26
Если произойдет общенациональная забастовка, как это отразится на экономике Беларуси? Насколько критичны возможные масштабы урона?

13:21
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
У Беларуси не было карантина, потому, по крайней мере, моральное право на 3-5 недель забастовки белорусы имеют )) Тем более, что коронавирус никуда не исчез – и именно под предлогом эпидемии в Беларуси сейчас де факто отменено, например, наблюдение на выборах.

Запаса прочности у белорусской экономики нет, и ударом по ней забастовка, конечно же, станет. Если она будет, в чем уверенности пока нет. Но еще 5 лет попыток скакать на дохлой лошади, развивать явно уже не работающую экономическую модель, оттягивать реформы, обойдутся стране, увы, дороже.


07:23
Кирилл,  Страна для жизни
Здравствуйте! Давайте рассмотрим наиболее вероятный сценарий предстоящих событий: оглашают результаты выборов с победой главного кандидата с 60-70 процентами голосов. На улицы выходят люди: кто-то из них - задержан, кто-то из них расходится по домам. Совершенно очевидно, что волна недовольства будет сбиваться, и злость будет замещаться депрессией и опусканием рук. На что потом остаётся надеяться? Как бороться с произволом дальше, если всё-таки зашатавшееся кресло не упадет? Всё-таки понятно, что на выборах у людей наибольшая активность всегда, а после них она ослабевает, уже и на улицу не выйти - митинги будут не согласованные

14:49
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Депрессия, конечно, последует. Но и борьба не закончится. Самыми эффективными из мирных мер отстаивания своих прав выглядят экономические. Одни последуют сами собой – ускорение эмиграции, угасание экономической активности, отсутствие инвестиций.

На другие, вроде забастовок, обществу придется как-то решаться.

15:01
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Еще 5 лет застоя и загнивания страна не перенесет. Я думаю это сейчас понимают все кроме разве что самого Лукашенко и самого ближнего его окружения.
Источников экономического роста нет, а значит и нет источников роста доходов населения. Без роста отставание от соседей буклет нарастать, что ускорит и так идущую экономическую эмиграцию.
Так что это для нас всех тест на состоятельность как нации.


06:22
Ляксейка,  Друзей
Стоит ли беларусам возвращаться из-за границы в случае избрания нового президента и если да то из каких стран будет выигрышь и через какой срок.

14:08
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Конечно стоит, ведь во-первых пропадет причина по которой они уезжали, а во-вторых появится причина вернуться - в реформаторское время люди с необходимыми компетенциями имеют шансы на более быстрый карьерный рост.
Опыт и Грузии, и Украины и Армении это подтверждает.


06:22
Почему Запад не хочет или не может признать не легитимность этой власти и прекратить всякое взаимодействие с ней?

14:54
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Видимо потому что примерно с 2014 поменял стратегию в отношении Беларуси на фоне событий в Крыму и т.п.
Вопрос теперь будет в том насколько несовместимыми с ценностями Запада будет процесс выборов в Беларуси. Перевести ли ценностная компонента прагматическую.

14:54
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Взаимодействие Европы и международных институций типа МВФ с Лукашенко итак весьма невелико. Дальше, вероятно, будет еще меньше.

Но возможности Европы влиять именно на внутреннюю белорусскую политику переоценивать не стоит, они крайне скромны. Мне кажется, что в белорусском обществе давно расстались с иллюзией, что какое-то решение накопившихся в стране проблем придет извне.


02:41
Alex,  MALX
Может ли Москва не признать выборы легитимными и что будет делать дальше, если так поступит?

14:56
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Не признание выборов – это реально сильный ход, который мог бы предпринять Кремль – если действительно считает историю с «боевиками» выпадом против себя.

15:15
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Думаю единственный сценарий в котором Россия способна так поступить - это совсем уж вопиющее поведение властей и особенно силовиков Беларуси на и после выборов. Когда непризнание итогов Россия может попытаться продать Западу для решения собственных целей (например ослабления санкций против ее самой)
В других случаях Россия заинтересована в извлечении политических и экономических выгод от ухудшения отношений Запада и Беларуси


02:19
1) Генсек ООН заявил, что "26 самых богатых людей в мире обладают совокупным богатством, которое эквивалентно доходам половины мирового населения" (цитата по https://news.un.org/ru/story/2020/07/1382271). Могут ли среди этих 26 быть граждане России или Беларуси? На уровне этих 26-ти человек, имеют ли какое-то значение политические процессы в Беларуси или России? 2) Значимые (чисто условно, с потенциалом, как у Ульянова-Ленина) политэкономисты-практики 21 века - кто они и чем занимаются? Поменялась ли формула революционной ситуации - "верхи не могут, низы не хотят" - за сотню лет и как участники конференции оценивают соответствие этой формулы текущему положению дел в Беларуси и в России? 3) Максимально возможная экономическая интеграция Беларуси и России, без выведения энергоносителей из общего рынка, без каких-либо "31-х карт" и прочих форм чисто политической интеграции - сколько могла бы прибавить процентов в Беларуси и России к ВВП при текущем уровне интеграции? Каковы будут потери для Беларуси и для России, если взаимодействие России и Беларуси вдруг пойдёт на тех же условиях, которые сейчас существуют между Россией и Польшей?


00:27
Олег
Когда Россия начнет предъявлять претензии за отжатый Белгазпромбанк?

13:57
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Думаю уже предъявляет, только не в той форме как это хотелось бы Лукашенко. Он явно рассчитывал на реакцию политического руководства чтобы иметь инструмент для политического торга. Насколько я могу догадываться, идет "спор хозяйствующих субъектов"


23:53
Уже пару месяцев назад стало очевидно, что электорально эти выборы проиграет. Но какие конкретно есть технические возможности у него эту власть забрать, когда у него недержание синих пальцев за свой трон?


23:45
Владимир,  физ.лицо
Если через любые выборы в РБ по факту невозможно влиять политически на сегодняшний режим, то есть ли экономические рычаги у граждан РБ влиять на действия режима (байкот, забастовка и т.п.)? Могут ли эти действия быть законными, при каких условиях эти действия будут эффективными?

13:40
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Как учит опыт польской «Солидарности» и еще множество аналогичных сюжетов в мировой истории, мирные методы с опорой на забастовки могут быть весьма действенными. Но даже эти методы белорусские власти, конечно же, будут называть незаконными. Генпрокуратура уже выступила с заявлением по забастовкам. А, например, сейчас на белорусском телевидении крутят сюжеты о том, что фотографировать бюллетени нельзя – хотя закон этого не запрещает.

Хватит ли белорусскому обществу низовой самоорганизации (в отсутствие лидеров, которые посажены) и консолидации для забастовок – это интересный, большой вопрос.


23:37
Roman,  Epic Games
Каковы для Беларуси будут последствия захвата комитетом государственного контроля Белгазпромбанка?

14:23
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Думаю что в итоге не будет никакого захвата. Акционеры назначат новых членов правления и смысла во временной администрации уже не будет.
Хотя давление на банки (все) продолжится и тут последствия могут быть самые плачевные в виде нового витка инфляции/девальвации, но собственно к БГПБ это не имеет отношения


23:21
Какой смысл оставаться в Беларуси после победы лукашенко на выборах и кстати за чей счёт он собирается продолжать банкет? неужели расчёт на то чтобы подписать дорожные карты кремля и что к нему больше ни у кого не будет претензий?

13:46
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Это то, почему даже при самом жестоком подавлении протестов рассчитывать на полноценный 5-летний срок президентства Лукашенко не приходится. Источник его ресурсов – экономика, налоги с людей и компаний. Деньги в Беларуси, как вы знаете, не бьют из земли в виде нефти и газа. Прогноз по экономике не утешительный, третья за последние 10 лет рецессия началась еще до коронавируса. Да и люди могут уезжать из страны в еще большем количестве, чем это было в прежние годы.

Очень интересно, в общем, было бы послушать ответ Лукашенко на вопрос, за счет чего он собирается дальше кормить силовиков и бюджетников. Но эти вопросы ему не задают.


22:38
Василий,  Беларусь
Если за фальсификациями и закономерным народным протестом последует жестокое его подавление и сохранение статус-кво, не вынудит ли тяжелая экономическая ситуация вкупе с вероятной изоляцией со стороны Запада Лукашенко идти на уступки Кремлю, ставя под угрозу суверенитет страны?

13:40
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Да, и это самая большая угроза этих выборов


22:26
Судя по тому как прошли первые дни голосования, ждать сколько-нибудь честный подсчёт голосов не приходится. К акциям протеста власти готовы и подавят их в зародыше. Вопрос: есть ли вообще, хоть какой-то вариант смены существующего режима? Что говорит история? Или скорее это будет вариант "Черного лебедя"?

13:55
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
История свидетельствует, что вечных авторитарных режимов не бывает. И даже если режим Лукашенко кому-то в Беларуси еще три месяца назад казался таким, устойчивым и зрелым, то посмотрите каким стрессом для него стала жена политзаключенного в качестве кандидата, простая домохозяйка.

Будут, конечно же, и другие стрессы, куда сильнее, они запрограммированы экономической и политической моделью, построенной Лукашенко. Тут даже какого-то редкого черного лебедя ждать не надо.


22:24
Как так получилось, что вышедшие из стран СССР люди прожив лично мучения при Сталине, Андропове и остальных добились кровью и жизнями все же в 90х демократии, нормальные конституции, но потом отказались от этих побед, и поддерживали референдумы по возврату на прежний уклад "царь до гроба".


22:23
Вопрос Сергею Ч: Сергей, как считаете находится ли наше общество сейчас в том состоянии в котором находились поляки в 90х и готовы ли люди на акции которые например проводила Оранжевая Альтернатива? Те же очереди гномов в автозаки. Насколько это эффективные действия в качестве акций несогласия?

13:26
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
По моему мнению, да находится, запрос на перемены сформирован большинством.
На что готовы люди я понятия не имею на самом деле. Не забывайте что в нашей стране всегда были доступны такие личные стратегии как эмиграция. Так что мы вполне можем получить вариант "большой Молдовы" о котором я писал лет 10 назад


22:08
Через сколько лет возможно достижение уровня жизни Польши, при условии появления в Беларуси нового президента и проведения экономических реформ?

13:22
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Лет 20-30
При том что и Польша не будет эти годы стоять на месте

17:53
Вон, Россия уже сколько лет Португалию догоняет, догнать не может ?


21:39
Сергей,  n/a
Какова вероятность непризнания результатов выборов со стороны России, каковы будут последствия этого для обоих стран? Расшифруйте пожалуйста фразу г-на Медведева «Последствия у этого будут печальные».


21:36
Насколько велика девальвация белорусского рубля после проведения выборов при избрании Лукашенко на очередной срок?


21:27
Какова вероятность (назовите процент, хоть приблизительно)того, что в Беларуси состоятся "опрокидывающие выборы"?

13:58
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Де юре – нулевая. Никто не позволит посчитать эти «опрокидывающие» голоса. А де факто ровно это «опрокидывание» сейчас и происходит – огромная часть общества нацелена на альтернативный выбор, сколько бы кандидатов ни снимали и ни сажали в тюрьмы.

14:55
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
50 на 50, или состоятся или нет :)


21:02
Лукашенко набрал кредитов. Уже понятно, что они потрачены безрассудно, но отдавать же придется. Как мы будем рассчитываться, если он заявил, что реформ не будет.спасибо.

13:06
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Как и ранее, будем перезанимать, пока еще дают. А как перестанут давать под приемлемый процент - без реформ только дефолт


20:49
Прошло 9 августа. Наступило 10 августа и объявили, что у Лукашенко 76% (столько пару недель назад заявил ECOOM, про который гостям долго объяснять не надо). Вечером 10-го всех побили и свезли в СИЗО, продолжили 11-го и т.д. до момента спада протестов. Не будет ли этим Лукашенко с каждым днем еще больше загонять себя в угол или специально для этого заготовлен торг заложниками в лице бойцов ЧВК?

13:04
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Конечно будет, я не представляю кем и как он будет управлять в таком случае.
Про ЧВК я уже ответил на вопрос ниже, их задача предвыборная, о них забудут так же как и псевдобоевиков "белого легиона"

16:22
Сергей, а может ли вы оценить, есть ли варианты у Лукашенко куда то уехать в случае необходимости? Или же мы имеем загнанной в угол человека, который понимать что отступать некуда впринципе? Россия не факт что укроет, ЕС не любит. Что у нас осталось? Острова?


20:39
Виталий,  Беларусь
Если Беларусь выйдет из таможенного и союза с РФ или из ЕАЭС какие отрасли в РФ пострадают? А какие выйграют?

15:05
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Тут все сложнее, даже на и уровне отраслей будут отдельные выигравшие и проигравшие.
Особенно это касается машиностроения, тракторостроения, производства продуктов питания

19:13
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Одно дело – выйти, другое дело – в каком режиме будут работать страны после выхода, по каким правилам. ВТО? Беларусь – не член ВТО. Если будет торговая война, тогда пострадавшими будут все, кроме контрабандистов и номенклатурно-силовых кланов. Беларусь не является поставщиков неких уникальных товаров и услуг, которые российские производители не могут найти в других местах мирового рынка.


20:38
Любовь Ровская,  Физическое лицо
1.Как вы думаете, почему за последний срок, у АГ не появилось приёмника, как у Назарбаева!? 2.Если АГ так был уверен в своей следующей победе, почему не сделал камеры на участках, прозрачные урны и т. д.

13:01
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
1.У персоналистских режимов, где не только конституция но и вся система власти постепенно затрачивается под конкретное лицо, не бывает преемников, максимум бывают наследники.
Об этом кстати более года говорит и сам Лукашенко, в том числе и в последнем послании народу. "Готовы ли вы отдать такие полномочия другому человеку?". Именно поэтому необходимо изменение конституции в части полномочий президента и сроков его пребывания на посту.
2. Не сделал именно потому что совсем не уверен, более того, впервые точно знает что честные выборы он не выиграет

13:29
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Казахстан вообще показывает (по крайне мере пока) самый мягкий и безболезненный вариант политического транзита и передачи персональной власти основателя гос-ва (Н.Назарбаева) более коллегиальным органам управления. Казахский транзит еще не завершен и роль самого Н.Назарбаева крайне весома, однако можно отметить, что важную роль в возможности подобного транзита играют когнитивные характеристики элит. В случае Казахстана бросается в глаза готовность к изменениям и желание самообразования, то есть Назарабаев использовал свой авторитет, чтобы в буквальном смысле воспитать национальную элиту, у которой есть более-менее единая система ценностей и нацеленность на диалог, а не на конфликт.

19:10
Ярослав Романчук,  белорусский политик
1. А. Лукашенко ещё молод. Вопрос преемника, возможно, встанет через 10- 15 лет, если не случатся проблемы со здоровьем или если не будут реализованы некие силовые схемы.
2. А. Лукашенко уверен в своём контроле над силовиками, правоохранительными органами, судебной властью, а также в своём партнёрстве с армией пропагандистов и сторонников сильной руки. Они вместе делают всё, чтобы не допускать мысли о том, что у Лукашенко может быть менее 70% поддержки.


20:37
Виталий,  Беларусь
До последнего времени Беларусь извлекала из единого рынка ЕАЭС и ТС валютные доходы и дешёвый энергетический импорт, а также государственные кредиты. Очевидно, обострение на выборы и налоговый маневр в РФ эти возможности закрывают. Могут ли Ярослав и Сергей оценить влияние на ВВП РБ выпадения этих источников?

12:57
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Оценки потерь от налогового маневра примерно одинаковы как у нашего правительства так и независимых экономистов. Примерно полмиллиарда долларов в этом году и суммарно до 10 млрд до 2025 года

19:07
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Налоговый манёвр России – это её внутреннее суверенное право. Считать деньги в чужом кармане – дурной тон. А вот в энергетическом схематозе очень важно разобраться. Разница в ценах на энергоресурсы между Беларусью и Германией, режим торговли ими между Беларусью и Россией категорически нельзя отождествлять с интеграционным грантом белорусским властям. Энергетический схематоз Беларуси и России – это дело небольшой группы компаний и лиц. Они делили прибыль в отношении примерно 70% (российские энергетические бароны) на 30% (белорусские энергетические бароны).
Я уверен, что стратегически важно для Беларуси и России создать единый полноценный рынок энергоресурсов, без монополистов и олигополий, со свободным ценообразованием, без жёсткой руки чиновников и схематозников.
В 2018 году я предложил правительству наш, национальный налоговый маневр, чтобы быть готовым к изменению порядка налогообложения нефти. К сожалению, правительство Беларуси сделало ставку на то, чтобы «выбить» деньги из российского бюджета. Это была стратегическая ошибка. Неспособность власти проводить экономическую политику вне привязки к энергетической политике России.


20:27
Николай,  ООО Агроинтрейд
Интересует текущая экономическая ситуация в Украине, особенно в сравнение с РБ.

18:58
Ярослав Романчук,  белорусский политик
В Украине иная модель. Там действует Схематоз, активна модель олигархата. В Беларуси – модель Совок/Госплан, сильный авторитарный режим с жёсткой ориентацией на советскую модель управления. Украина, к сожалению, находится в ловушке модели «государство всеобщего интервенционизма». Для управления ею в Украине нет институциональных, кадровых и культурных решений. Поэтому Украина воспроизводит кризисы, которые являются следствием порочной, дефективной теоретической модели welfare state или государства всеобщего интервенционизма.


20:22
Сергей,  Самозанятый
В случае прихода к власти нового президента (отличного от действующего) соблазн оставить все как есть велик. Какова гарантия, что произойдет изменение конституции в вопросе сроков президента? Так ли необходимо союзное государство ( для обеих сторон) и единое экономическое пространство в существующем виде?

12:53
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Гарантией является консенсус в обществе относительно ограничений полномочий президента. Все кандидаты в своих программах говорили об этом, включая и Лукашенко.
Союзное государство де-факто мертво и похоронено в 2005 еще году.
ЕАЭС имеет право на существование в случае если заявленные цели единых рынков будут достигнуты.

18:54
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Будущее Беларуси – парламентская республика, с сильными регионами (после обязательного проведения административно-территориальной реформы), с жёстко ограниченными полномочиями государства в виде новой политической и экономической конституции. Проект такого инновационного документа мы уже разработали. Его задача – надеть смирительную рубашку на государство.
Выгодополучателями проекта «Союзное государство» являются номенклатурн-силовые группировки, VIP-распорядители чужого. Они холят и лелеют этот проект. Население, предприниматели, МСБ – это не про них. Поэтому в нынешнем виде проект для стран в целом несёт больше вреда, чем пользы.


20:22
Дмитро
После божьей росы в виде оглушительной элегатной победы известно кого какие действия вы бы посоветовали кандидаткам? Как бы вы оценили заявление трех штабов с предупреждением международным инвесторам о том, что после ухода Луче будет внесен законопроект об отказе признавать долг по кредитам набранным после 9 августа?

12:50
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
После божьей росы совет понадобится нам всем, а не только кандидаткам. От них к тому времени уже будет мало что зависеть. Они и так сделали главное - подарили нам шанс на перемены.
Насчет внешнего долга после 9 августа. В одностороннем порядке такие заявления конечно не делаются, но в порядке переговоров с кредиторами использование доктрины одиозного долга вполне возможно
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Odious_debt

18:46
Ярослав Романчук,  белорусский политик

К сожалению, в Беларуси очень мало людей, которые имеют силы, энергию и ресурсы играть в долгую. Именно долгосрочные, политические гражданские, профессиональные сетевые проекты имеют потенциал изменить Беларусь изнутри. Что касается дефолта, то и призывов/действий не признавать долг, то я в это не верю. Беларусь есть ещё, что продавать. Особого интереса иностранных инвесторов нет. Напомню, что доля Беларуси в накопленных в мире входящих прямых иностранных инвестициях – всего 0,04%.


20:12
Антон,  Belarus in Focus
9-10-го августа вероятен разнос и уничтожение всего что движется как в 2010 году или хуже. что дальше? вопрос прежде всего к Сергею

12:43
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Да, очень вероятен сценарий еще более ужасный чем в 2010 году, я говорил об этом еще осенью прошлого года.
А дальше трансформация режима в практически военную диктатуру


19:42
Юра,  Беларусь
Будет ли эффективным способом смены режима призыв к населению снять валюту со своих счетов в Беларуских банках ? Как можно сыграть на финансовой несостоятельности режима и продуктивно ли это ?

12:44
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Нет, не будет. Такие "самосанкции" больше ударят по самому населению, чем по властям

15:03
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
А я тут вразрез сказанного Сергеем добавлю осторожного оптимизма, если он вообще возможен в ситуации настолько сильного разлада власти с обществом. Планы о максимально жестком подавлении Лукашенко озвучивает прямым текстом. Но всё происходящее не может совсем не повлиять на решительность рядовых силовиков, которым, очевидно, еще жить в этой стране после Лукашенко.

18:41
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Каждое ответственное домашнее хозяйство просто обязано управлять инфляционными и девальвационными рисками. Белорусская банковская система – это, по сути дела, государственная олигополия. Она никогда не защищала интересы обыкновенных вкладчиков. Сегодня Беларусь стоит на пороге серьёзных финасовых потрясений. Вот что мы наблюдаем в I полугодии 2020г. В годовом выражении (01.07.2020г. к 01.07.2019г.) мы однозначно констатирует существенное смягчение монетарной политики. Количество наличных денег в обращении (показатель М) вырос на 26,7%. Это больше, чем было в 2019г., 2018г. и 2016г. Только в 2017г. было немного больше.
По денежной базе – плюс 34,4%. Для сравнения в 2019г. было плюс 9,4%, в 2018г. – 20,3%. Рублёвая денежная масса (М2) – плюс 20,4%. Это меньше, чем в 2019г. (плюс 27,4%), но больше, чем в 2018г. Наконец, широкая денежная масса (М3) выросла на 16,1%, тоже один из самых высоких показателей пятой пятилетки. При этом важно помнить, что экономика Беларуси в этом году погружается в рецессию, а в 2017-2019гг. было небольшой рост.
В 2020г. в отличие от предыдущих лет резко сокращается валютная выручка. В январе – мае она снизилась ~$3,5 млрд. по сравнению с январём – маем 2019г. Падение составило 20,6%, до $13,4 млрд. Причём падение в апреле и мае по сравнению с аналогичными месяцами 2019г. вплотную приблизилось к 30%. Это настоящий валютный шок.
Денежное уравнение выглядит предельно просто. BYN-рублей существенно стало больше, а $-долларов меньше. Иностранные инвестиции в остром дефиците. $-долларовые кредитные долг к оплате в этом году только у государства – почти $4 млрд. Желающих дать в долг валюту под 1 – 3% годовых нет. Желающие поспекулировать на Беларуси и вогнать её в долговую ловушку – сколько угодно. Желающих перенести бремя своих рублёвых долгов на кредиторов при помощи девальвации и инфляции – хоть отбавляй.
Подобные ситуации неоднократно были в новейшей истории Беларуси. Они никогда не заканчивались защитой BYN-рубля от унижения, защитой рублёвых сбережений и рублёвого оборотного капитала. Белорусский Левиафан всегда становился на сторону должников, неплатёжеспособных организаций и номенклатурных фаворитов среди потребителей чужого. Сегодня нет оснований думать, что будет как-то иначе.
В такой ситуации на месте вкладчика я бы серьёзно задумался о том, где хранить сбережения. Речь не идёт об ослаблении режима, а о том, как быть ответственным по отношению к своей семье.


19:38
С случае победы демократических либеральных сил в Беларуси, не будет ли Россия объявлять эмбарго Беларуси? И как можно защититься от экономического давления России? Не приведет ли это к реакционным политическим настроениям в Беларуси? Если да, то какие варианты защиты? Люстрация?

12:41
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
В случае победы таких сил в Беларуси будет невероятный рост интереса к ней со стороны ЕС, мировых финансовых организаций и иностранных инвесторов
Об этом подробно говорит Сергей Гуриев в интервью
https://youtu.be/AFs3ilKRzlw

18:35
Ярослав Романчук,  белорусский политик
В Беларуси нет борьбы либеральных сил с авторитарными, свободного рынка с Госпланом. У нас всё вокруг Лукашенко. В стране даже среди не согласных с Лукашенко мало системных, убеждённых сторонников теории и практики свободы. Часто желание конкурировать с ним в популизме. Есть гнетущее невежество относительно того, что такое либеральная экономика, как проводить системные реформы. Популярно мнение, что в России реформы проводились либералами. Гайдар, Чабайс, Кудрин, Бойко, Ходорковский, Гусинский и их ставленники в 1990-ые, другие реформаторы в правительстве Черномырдина - это типичные технократы, прагматики, которые осуществили исторически беспрецедентный, аморальный, несправедливый передел собственности в пользу тех, кто использовал либеральную, демократическую риторику, но либералами никогда не был. Ведь не по словам, а по делам (решениям, законам, действиям) надо судить руководителей.
Какая бы ни была власть в Беларуси, она обязана выстраивать партнёрские отношения с Россией. В начале 2000-ых я с коллегами предложил концепцию интеграции Беларуси и России с учётом позитивного опыта ЕС. Нашими углём и сталью – первыми свободными, открытыми рынками – должны стать энергетические товары. Но наши власти взялись на гигантский труд согласования тысяч корпоративных, бюрократических интересов – и надорвались. Беларусь и Россия совершили грубую ошибку, пытаясь реализовывать сложные модели государства всеобщего интервенционизма. Не поняв этой модели, они породили олигархат, схематоз и, в конечном итоге, номенклатурно-силовой захват власти.
Как ни парадоксально, Кремль и Лукашенко остро критикуют Запад, но они пользуются теми теоретическими разработками, системами управления, которые и заложили бомбу замедленного действия под фундамент благополучия наших стран. В этом, безусловно, есть ответственность российской интеллектуальной элиты, которая быстро нашла общий язык с консультантами, профессорами левых интеллектуальных центров Запада.


19:36
Поясните, пожалуйста, каким образом предпочтение большинства избирателей Беларуси видеть на посту президента Беларуси нового человека (о нем можно говорить с уверенностью) будет транслировано в перемены в стране. Если бы потеря популярности вела к потере власти, то в мире не было бы диктатуры и тирании. В истории есть примеры, когда очевидно непопулярные режимы оставались у власти очень долго и марксистко-лениниские режимы - наследником которого является современная Беларусь - особенно хорошо приспособлены к существованию в таких условиях (во многом, потому что сформировались при враждебности большой части населения). При всем уважении, оптимизм Сергея Чалого напоминает известную картинку о доказательстве теоремы - "а здесь происходит чудо". По прошлым выборам очевидно, что участники избирательных комиссий не рассматривают фальсификацию как нарушение закона или не боятся наказания. Что изменилось и почему в этот раз вдруг начнут считать голоса? Спасибо.

12:37
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Все упомянутые вами режимы терпели крах именно тогда когда казалось что их существование непоколебимо в веках. Прекрасная книга о причинах краха СССР называется "Это было навсегда, пока не кончилось"
Изменилось главное. Стало очевидно что нет никакого будущего у нынешней власти кроме продолжения стагнации и отсутствия перспектив у людей на улучшение качества жизни. Стало очевидно что впервые сторонников власти меньшинство. Это не гарантия немедленной победы, но это гарантия неизбежности такой победы

18:23
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Законных, избирательных механизмов в Беларуси нет. Как и нет очевидного конфликта внутри властных элит и силовых структур. Мнение большинства можно игнорировать достаточно долго, если силовая, правая и судебная власть сильно централизованы. В Беларусь действуют базовые механизмы поддержки домашних хозяйств. Пока люди не будут проявлять спрос на новый уровень жизни и на самоуважение, ситуация может консервироваться бесконечно долго. Особенно с учётом того, что каждая политическая кампания – это минус тысячи молодых, активных людей, которые уезжают из страны навсегда. Сегодня есть реальная угроза потери значимой части предпринимательского капитала. В Беларуси в сельской местности средний возраст женщин приближается к 50 годам. С учётом того, что в стране 2,7 миллионов пенсионеров, более миллиона бюджетников, высоки риски превращения Беларуси в авторитарное стареющее болото.


19:30
Юра,  Беларусь
Каково финансовое состояние текущего белоруского режима ? Остается ли прибыльной нефтепереработка ? Есть ли сейчас прибыль от продажи калийных удобрений ? Тратит ли нацбанк валюту для искуственной поддержки курса рубля ? На сколько Лукашенко хватит денег ?

12:27
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Финансовое состояние такого что как и ранее бюджет и планы по выплатам внешнего долга составлялись на год вперед, с необходимостью поиска новых внешних займов, так и теперь. Сейчас ситуация еще хуже в связи с тем что активно тратится запас средств бюджета, накопленный в предыдущие годы.
Нефтепереработка прибыльна и стала еще прибыльней после девальвации марта-апреля
Калийные удобрения выполняют скорее задачу обеспечения притока валютной выручки, чем зарабатывания прибыли
Нет, нацбанк не тратит валюту для поддержания рубля.
Хватит надолго, в крайнем случае "вы будете меньше есть". Причина его будущего поражения не экономическая

18:14
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Общий государственный долг Беларусь на 1 июля 2020 года составил BYN52,6 млрд. увеличился по сравнению с началом 2020г. на BYN7,8 млрд. на 17,5%. Внешний госдолг за I полугодие 2020г. вырос на $900 млн. и составил $18 млрд. Причём внутри страны в январь – июнь 2020г. Минфин взял в долг в долларах $210 млн.
За I полугодие 2020г. прибыль банков сократилась на 22,8%. В ситуации, когда коммерческие организации тратят 30,8% выручки на погашение кредитов (в промышленности это 41,4%), когда почти 60% коммерческих организаций убыточно или низкорентабельно, когда они переживают шок спроса на внешних рынках (падение экспорта товаров в январе – мае 2020г. превысило 21%), рельефно вырисовывается мощный удар под дых банковской системе.
При высоком уровне токсичности промышленных, с/х предприятий, строительства, при инвестиционной засухе откуда банкам взять кэш и обеспечить финансовую стабильность? Или даже при падении ВВП более чем на 5%, провале промышленности на 7 – 10%, сокращении экспорта товаров на 20%, белорусские власти будут говорить о макроэкономической стабильности?
В январе – апреле 2020г. рентабельность продаж в промышленности 8,9%, сельском хозяйстве – 5,5%, строительстве – 9,1%, а в финансовом секторе – 31,7%. В январе – апреле 2019г. чистая прибыль всей промышленности составила BYN2,68 млрд., в январе – апреле 2020г. получился чистый убыток в BYN191 млн. Сельское хозяйство получило чистую прибыль в январе – апреле 2019г. BYN380 млн., в январе – апреле 2020г. – 434млн. (+10,1%), строительство – BYN170 млн. и убыток в BYN1,37 млрд. соответственно, а вот сектор «финансовая и страховая деятельность» в январе – апреле 2019г. получил чистую прибыль BYN38,2 млн., а в январе – апреле 2020г. – BYN65,3 млн., т. е. на 70,3% больше. И это в условиях рецессии экономики.


19:30
Фёдор,  -
Тихановская сказала, что когда придёт к власти, до новых выборов, всё «начальство» останется на местах. Не кажется ли вам, что это обернётся моментальной «контрреволюцией»?

12:18
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Нет, не обернется. Такое возможно только если бы следи нынешних чиновников было много идейных сторонников существующего режима. Однако в последние годы стало очевидным что большинство из них продает необходимость перемен, хотя бы в экономической сфере, но не могут провести их согласно собственным убеждениям именно из-за отсутствия политической воли у президента Лукашенко.

18:11
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Важно видеть реальную природу политических процессов в Беларуси, а не рассматривать их, как некие реальные выборы. Думаю, что после 9-го августа сама власть поведет ревизию своей политики. Она вынуждена будет отбросить махровый популизм и хайп и взяться на решение большого количества экономических, финансовых проблем. Так было в 2011 и в 2015гг.


19:30
Тамара
До 2013-2014 года не верилось, что отношения с Украиной могут настолько ухудшиться, практически до полного разрыва. Что бандеровцы там будут беспрепятственно марши устраивать и их будут чествовать как героев... Сейчас тоже не верится, что отношения с Белорусью могут как-то серьезно пострадать. Были там много раз, столько связывает нас. А могут? Как вы думаете? Текущий политический кризис может привести к разрыву отношений между нашими странами?

12:13
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Не думаю что "разрыв отношений между нашими странами возможен", что бы это не означало.
Союзнические отношения с Беларусью выполняют важную внешнеполитическую и как ни странно еще и внешнеполитическую функцию для России. Единственный союзник в регионе волен для поддержания иллюзии о собственном влиянии и/или лидерства в регионе.
Беларусь всегда продавала России очень дорогой "товар" и Лукашенко успешно этим пользовался - это анестезия фантомных имперских болей.

18:09
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Важно понимать, что бенефициарами такого формата белорусско-российских отношений являются мощные номенклатурно-силовые, коммерческие группировки обеих стран. Они встроены в освоение ресурсных и бюджетных потоков. Они контролируют основные рынки. Ссоры между ними подаются, как ссоры между странами. Это опасно. Есть ещё конфликты разных группировок в отношении торговли санкционкой, торговли подакцизными товарами, а также режимом госзакупок и госзаказа. Кризис не приведёт к разрыву отношений, но количество барьеров может существенно вырасти.


19:27
Тихановская уверенно идёт к победе. Но сообщения о том, что независимых наблюдателей не пускают на участки, говорит о том, что у режима ещё достаточно сил. Это означает, что раскол элит так и не произошел? Можно сказать, что на выборах старому президенту нарисуют голоса?

12:32
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Недопуск наблюдателей как раз говорит об обратном - сил мало для открытого и прозрачного процесса.
Раскол элит произошел, это было видно хотя бы по последнему обращению Лукашенко народу, когда он фактически обращался не к народу и даже не к парламенту. Просто за него самая важная часть "элит" - силовики. И именно на них он и надеется, рассчитывая что возможное возмущение нарисованными голосами будет подавлено

18:05
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Тихановская и ее партнёры реально консолидировали значительную часть оппозиции, активизировали тех, кто раньше не интересовался политикой. В этом их реальное достижение. Важно, чтобы они не прекратили активизм, адвокатирование перемен после 9-го августа, как это уже неоднократно было в белорусской политике, когда неофиты после получения официальных данных от ЦИК просто прекращали деятельность. В Беларусь нет шансов на 2-3месячный блицкриг по политическим переменам. Нужно быть готовым к долгосрочной системной работе за сердца и мысли людей.
А то, что Лукашенко «рисуют» голоса, то это давно никому не секрет. На этот раз на досрочном голосовании явка может быть около 40%. Этот процесс контролирует исключительно власть.


19:24
Означает ли появление вагнеровцев и отказ в приезде наблюдателей то, что Россия может не признать выборы в РБ?

12:07
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Не вижу смысла зачем России не признавать результаты выборов в Беларуси, как бы они не прошли. По аналогии с выборами 2010 года, которые закончились силовым разгоном мирной демонстрации и как следствие санкциями со стороны Запада, России выгодно именно ухудшение отношений режима Лукашенко с Западом, лишение его возможности лавировать между востоком и западом, и как следствие увеличение его зависимости от России. А вовсе не политическая изоляция Беларуси

13:17
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Валерий, спасибо за хороший вопрос. Ответ, который дал эксперт С. Чалый, предполагает, что за политической динамикой стоит некая рациональность, тонкий расчет и учет национальных интересов. Это отнюдь не единственный вариант развития ситуации. Если г-н президент Белоруссии будет крайне эмоционально реагировать на политический процесс или кто-то из ближайшего окружения будет его направлять в сторону обвинения России в тех электоральных проблемах, которые перед ними несколько неожиданно нарисовались, ситуация может пойти по непредсказуемому сценарию. Внутри такого сценария одновременное непризнание выборов со стороны Запада и России может стать существенным фактором. Повторюсь, это не самый реалистичный сценарий, но России могут не оставить выбора.

17:59
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Кремль будет использовать другие инструменты принуждения к своей повестке дня. «Выборы» в наших странах давно стали политическим, медийных перформансом для создания иллюзии населения в управлении государством.


18:58
Kostya83
Кто из кандидатов, по-вашему, самый достойный президентства? Подготовленный что ли... Чья экономическая и политическая программа кажется вам наиболее оптимальной. И у кого реально есть шансы потеснить Лукашенко?

12:01
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Самый достойный президентства именно поэтому находится в следственном изоляторе и против него ведется уголовный процесс. В нынешней ситуации говорить об оптимальности программ практически бессмысленно, иметь смысл говорить о их реалистичности
В этом смысле программа Светланы Тихановской самая реалистичная потому что самая простая. Выпустить политзаключенных и в краткий срок провести одновременно с референдумом по ограничению полномочий президента новые выборы.
И именно у нее сейчас есть реальные шансы "потеснить Лукашенко"

13:15
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
Поскольку выборов (без необходимости брать это слово в кавычки) в Беларуси нет, то и про их стандартные атрибуты вроде экономических программ всерьез говорить не приходится. Наверняка они были как минимум у Бабарико и Цепкало, но какой толк – если на тебя сразу заводят уголовное дело или не допускают на выборы и даже не дают ее озвучить?

Потому, собственно, и появилась такая консолидация вокруг Тихановской – как человека, который декларирует не желание править страной столько-то лет, а провести, наконец, выборы.

13:15
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Это риторический вопрос, к сожалению, речи о каком-то соревновании предвыборных программ не идет. Лучше не использовать слова из западного политического процесса для описания постсоветского гос. строительства - это не более, чем производство карго-культа.

17:58
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Это политическая кампания, но никак не выборы среди кандидатов. Ещё никогда не было такого низкого спроса на экономические программы. Никто из кандидатов не имеет внятной, чёткой программы. А. Лукашенко демонстрирует существенный регресс, даже по сравнению с 2015 годом. Много эмоций, хайпа, образов и криков – мало сути. Для Беларуси сегодня важен один вопрос – свобода выбора. Всё остальное – потом. В Беларуси много достойных людей, которые бы выполняли работу президента гораздо качественнее, без постоянных оглядок на советские времена.


18:36
Наталья
Насколько велика вероятность развития украинского сценария в Белоруссии? Верите ли вы в честные выборы в Белоруси? Получается, что наблюдатели из-за невозможности власти обеспечить безопасность от коронавируса в основном местные там будут? Спасибо

11:54
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Какой именно сценарий украинский? Отторжение Крыма и территорий Луганской и Донецкой областей? Практически невероятно по нескольким причинам.
1. Нет никакого даже намека в Беларуси на раскол страны по территориальному принципу в вопросах геополитической ориентации
2. Нет такого количества российских военных уже на территории страны, как было в Крыму
3. Нет такого паралича политической воли отвечать на появление "народных мэров", захватов администраций и т.п. Напротив, проводились регулярно учения по противодействию подобным гибридным угрозам.

Пока действия власти говорят о том что честные выборы для неё опасны. Наблюдатели да, будут не просто местные но еще и в подавляющем количестве от провластных структур

13:13
Кирилл Петров,  к. п. н., руководитель аналитического департамента Minchenko Consulting
Если отвечать кратко, то украинский сценарий невозможен, так как а) нет долгосрочного и институционализированного раскола элит (в т.ч. через фракции в парламенте) и б) нет культурно-политически обособленных территорий.

17:54
Ярослав Романчук,  белорусский политик
1) Беларусь – не Украина. 2) Свободных выборов нет в Беларуси с 1996 года. 3) В Беларуси нет полноценного наблюдения, как и подсчёта голосов.


18:29
Михей,  сам по себе
Добрый день! Уважаемые эксперты, объясните, пожалуйста, обывателю, почему вдруг возникла эта шумиха с российским вмешательством в выборы президента Белоруссии? По идее российским властям это невыгодно, поскольку Лукашенко - единственный из кандидатов, кто не настроен на евроинтеграцию, а совсем наоборот? С вашей точки зрения, это провокация? Или все так и есть? Лукашенко не устраивает Москву? Тогда кто?

11:45
Сергей Чалый,  белорусский экономист, независимый финансовый аналитик
Шумиха с российским вмешательством возникла потому что у действующего президента нет никакой другой повестки на выборах, кроме защиты суверенитета от явных или мнимые угроз. Причем нет уже вторые выборы, то же самое было в 2015 с лозунгом "вы что хотите как в Украине?" Отсюда и постоянный поиск российской угрозы то в лице Тихановского, то Бабарико, то Цепкало, то теперь и в объединенных штабах, то в политтехнологах и т.д. Лукашенко активно провоцирует Россию на реакцию, с тем чтобы использовать ее в целях пропаганды в стиле "ага, я же говорил". При этом все это происходит на фоне очевидного факта - самым пророссийским кандидатов является он сам.

Насчет устраивает ли Лукашенко Москву. Судя по всему Лукашенко несколько последних лет неприятен лично Путину, но выгоден России.

13:10
Дмитрий Навоша,  медиаменеджер
«Внешний враг, который хочет поколебать нашу стабильность», – это постоянный прием Лукашенко. Просто враги в Варшаве, Брюсселе и Вашингтоне уже неоднократно использовались, теперь пришел черед Москвы. Тем более, что это ложится и на страхи белорусов (которые боятся имперских амбиций Кремля), и на экспансивную риторику российского руководства тоже.

Последствия этих выпадов для Лукашенко еще предстоит оценить. Но прежде Кремль исходил скорее из подхода «сукин сын, но это наш сукин сын».

17:52
Ярослав Романчук,  белорусский политик
Россий никогда не была в стороне от «выборов» в Беларуси. В этом году – уникальное стечение обстоятельств. Во-первых, А. Лукашенко заблокировал подписание 31 дорожной карты интеграции. Во-вторых, обострились противоречия в энергетической политике. В-третьих, токсичными стали российско-белорусские схемы поставки в Россию санкционки через Беларусь. В-четвертых, экономический кризис заставил правительства затянуть пояса, что сократило возможность финансирования т. н. маргинальных проектов. В-пятых, Кремль болезненно отнёсся к отказу А. Лукашенко передавать полномочия наднациональным органам. Наконец, никуда не ушёл проект реинтеграции постсоветсткого пространства. «Выборы» – прекрасная возможность оказать давление на А. Лукашенко и улучшить свои переговорные позиции после 9 августа

© 2006-2020 Finam.ru

Рейтинг@Mail.ru