$ 65,5325€ 75,44
-0,437%+0,020%
Услуги
Сервисы
Контакты
События Теханализ Котировки

Cценарии и прогнозы

Туристический рынок: в борьбе за клиента

16.07.2018 17:34, Антонов Игорь, IT-директор туроператора ("Библио-Глобус")

Игорь Антонов, IT-директор туроператора "Библио-Глобус"

Игорь Антонов, IT-директор туроператора "Библио-Глобус" 

- Какие фундаментальные перемены произошли в туристическом бизнесе в последние годы под влиянием интернета и новых технологий?

- Туризм ушел в онлайн, появились технологии, позволяющие клиенту отправиться в путешествие без прямого контакта с продавцом услуг. Теперь приобрести туристические услуги и продукты можно не выходя из дома: через сайт клиент бронирует и оплачивает уже без взаимодействия с представителем туроператора. Это, пожалуй, и есть то главное, что произошло в туризме за последние 10 лет.

- Какова динамика спроса на услуги туроператоров? Какова доля тех, кто отдает предпочтение самостоятельно организованному туризму? В какую сторону нужно развиваться туроператорам, чтобы не потерять долю рынка на фоне роста туристических онлайн-сервисов? 

- В настоящее время наблюдается тенденция смешения. Понятия "самостоятельные путешественники" и "организованный туроператорский отдых" - постепенно смешиваются, границы между ними стираются. Все идет к тому, что у туроператоров вскоре появится возможность бронирования отдельно номеров в отелях и авиабилетов, на онлайн-сервисах для самостоятельных путешественников появятся возможности бронирования чартерных авиабилетов и законтрактованных туроператором номеров в гостиницах. В итоге самостоятельный путешественник будет бронировать продукты и услуги онлайн без идентификации, у кого в данном случае он приобретает продукт - туроператора, авиакомпании, онлайн-тревел агентства. Скорее всего, предложения туроператоров будут более конкурентоспособными и привлекательными по цене, потому что они предварительно заранее выкупают блоки мест на рейсах авиакомпаний (либо сами являются их консолидаторами), места в отелях, (либо сами выступают отельными операторами), за счет чего могут предложить более доступный и конкурентоспособный по стоимости продукт. Для клиента это будет выглядеть как "все у всех", витрины примерно одинаковые. А внутри появятся между собой такие взаимоотношения: кто выпустил на рынок определенный продукт, тот получает бонус – оптом купил и в розницу продает. Причем на тех площадках, которые могут лучше привлечь клиента.

- Насколько туризм можно назвать технологическим бизнесом?

- Туризм без технологий сейчас вообще не может существовать – просто потеряет и в динамике развития, и в рентабельности, не сможет обрабатывать большие объемы информации в реальном времени без ошибок. Поэтому, безусловно, туризм сегодня является высокотехнологическим сектором экономики. Кроме того, высокий уровень конкуренции в секторе также заставляет постоянно искать и внедрять новые технологические решения. Переработка больших объемов информации туризму необходима для создания индивидуальных предложений и "более точного попадания в своего клиента". Поэтому все туроператоры стараются по возможности вкладывать средства во внедрение новых технологий, благодаря которым выстраивается самая короткая дорожка от клиента до продукта. Чем точнее компания будет “угадывать” своего клиента и меньше времени на это тратить, тем эффективнее сможет реализовывать свой продукт и развивать бизнес.

Особенно данная тенденция заметна на примере онлайн-агрегаторов или так называемых "поисковиков". Если есть интересный продукт – например, хороший по соотношению цена-качество отель, тем больше сайтов/онлайн-агрегаторов его предлагают, конкурируя между собой. Их цель – максимально быстрый выход на клиента и продажа, с которой они получают комиссию. Естественно, если они будут лучше знать своего клиента, то быстрее реализуют продукт и нарастят объемы продаж.

- Акции крупных туристических мировых компаний с высокой капитализацией довольно популярны у инвесторов и показывают впечатляющую динамику. За счет чего эти компании (Expedia, Booking, Thomas Cook, Priceline и другие) сохраняют популярность у путешественников и инвесторов?

- Туристический рынок напрямую зависит от материального благополучия, достатка людей – есть у них деньги, они активно путешествуют, нет – совершают поездки редко.  Чем выше благосостояние граждан, тем чаще они могут позволить себе путешествия. То есть охват вовлеченных в туризм людей зависит от их финансовых возможностей и от того, насколько выбранная ими площадка для приобретения турпродукта глобальна, в какое количество стран может предложить тур или другие услуги. Именно поэтому мировые туристические компании вкладывают огромные средства в развитие и внедрение технологий, которые позволяют им расширять свою аудиторию, предлагать клиентам кроме туристических услуг другие сопутствующие услуги и товары, в том числе, за счет большой аудитории выступать и в роли рекламных сервисов. Поэтому инвесторы и вкладывают деньги в глобальные туркомпании, их гигантский рост очень обоснован.

- Как работу традиционных агентов меняет переход клиентов в онлайн (агрегаторы билетов и гостиниц, витрины, электронные платежи)? 

- Традиционные агенты вряд ли исчезнут совсем, просто видоизменятся. Рынок становится более прозрачным. А онлайн-сервисы стирают границы – если раньше человеку надо было идти в турагентство и лично договариваться о путешествии, то теперь он можно сделать все удаленно из любой точки мира. Тем не менее, у агентов есть бесценный многолетний опыт, исчерпывающие знания и экспертиза по отелям, авиабилетам, экскурсиям, местной кухне и другой информации о стране - они могут предложить индивидуальный подход, подобрать оптимальный отдых для конкретного клиента, оказать квалифицированную помощь.

- Как "уберизация" жилья (Booking.com, Expedia Group, Airbnb, eDreams ODIGEO) влияет на бизнес отелей? Помогает ли эта тенденция туркомпаниям предоставлять более разнообразные и качественные услуги, с учетом того что количество путешественников постоянно растет?

- Думаю, что через какое-то время все крупные игроки обменяются данными. И если снаружи и будут находиться на разных площадках, то внутри будут продавать один и тот же продукт. Мы возьмем отели у Букинга, Букинг - у нас. И на самом деле это уже происходит. Главное предоставить клиенту максимально то, что он хочет. Будет война рекламных механизмов. Площадки смогут предоставлять весь ассортимент туристических услуг, а не только что-то одно.

- Верно ли то, что традиционные большие туроператоры (THOMAS COOK GROUP, TUI Group) расширяют свой бизнес и становятся не просто туроператорами, но и часто владельцами отелей, самолетов, пароходов и т.д. – то есть не теряют свою долю рынка за счет опыта и роста в целом операций в турбизнесе?

- Мне кажется, это стремление любого туроператора – выстроить вертикаль, которая ему позволит полностью контролировать всю бизнес-цепочку. Как только туроператор становится достаточно крупным, он начинает зависеть от того, куда ему отвезти туристов (гостиницы), на чем отвезти (самолеты). Это все должно быть сбалансированно. Поэтому он стремится контролировать авиакомпании (в идеале купить их) и гостиницы. Это совершенно нормальная тенденция, и так будет - по мере роста компании приходит стремление иметь свою вертикаль, независимую ни от кого, иметь свой постоянный финансовый поток. Но понятно, что это все под силу только крупным игрокам, имеющим вес на рынке. Не надо забывать про законы "больших чисел", при достижении которых все может сработать. Это давно происходит на Западе, и в России наблюдаются те же тенденции.

- Есть ли место технологическим стартапам на этом рынке? Или всё занято крупными компаниями и они готовы соответствовать всем запросам клиентов?

- Смотря с чем стартап выходит на рынок. Крупный бизнес обычно сфокусирован на чем-то крупном. А есть побочные сферы, ниши, которые вполне могут быть заняты стартапами. Для выхода на рынок всегда есть место. Вопрос в том, какой потолок у этого стартапа, во что он разовьется. Как пример: есть туроператор "Библио-Глобус", который предоставляет туроператорские услуги. Если появится какой-то стартап, который хорошо показывает, например, услуги питания в районе тех гостиниц, которые мы продаем, делает это качественно, дает скидки, то мы с удовольствием с таким стартапом интегрируемся, при этом сами этим заниматься не будем, потому что наши ресурсы рассчитаны на другое. Таким образом, стартап может начать работать с большим оператором, получить большой поток клиентов от него, развиться и стать большим игроком на туристическом рынке.

- Каковы перспективы использования блокчейна в турбизнесе?

- Мне кажется, что блокчейн – это больше пока маркетинговое слово, которое очень популярно. Но реально, чтобы дойти до использования этой технологии в туризме, должен быть пройден определенный путь. Особенно в российских реалиях, где еще не решены многие проблемы с обычными документами. Требуется масса интеграций, которая существует на гораздо более примитивном уровне. Начинать надо с решения простейших вопросов. Сделать удобный электронный документооборот, который поможет людям, освободит массу времени, позволит не заниматься рутинной ручной работой. Потом уже подойдет эпоха блокчейна. Сейчас говорить об этом рано, пока это все только на уровне исследований.

- Каким вы видите туристический рынок через 10 лет? Не уйдет ли весь туристический сервис в онлайн? Что наверняка останется?

- И сейчас, и через 10 лет людям всегда будут нужны новые эмоции. Поэтому им всегда будут интересны путешествия, которые расширяют кругозор, позволяют узнавать мир, новые страны, лично присутствуя в них, а не через средства массовой информации, дают возможность собственными глазами посмотреть на то, как живут люди в разных концах планеты. Поэтому, безусловно, этот рынок и дальше будет стремительно развиваться. Туризм, на мой взгляд, будет становиться все более индивидуальным, вырастет доступность информации, упростится процесс оформления, уйдет часть барьеров, ручное занесение информации. Цениться будут профессионалы, которые понимают суть рынка, знают контент. Будет борьба за внимание человека и через 10 лет это, наверное, и будет ключевой точкой. И туркомпаниям следует задуматься об этом будущем уже сейчас.

- Каково место маркетплейсов в туризме будущего?

- Да, все будет глобализироваться. Скорее всего, крупные банки, туроператоры и другие компании поглотят мелких конкурентов. И примеры успешных маркетплейсов уже есть – например, площадка Alibaba.com, которая очень удобна и популярна у потребителей – есть всего одна точка входа, через которую человек может купить абсолютно любой товар. Поэтому все, что удобно, упрощает людям жизнь и экономит время, будет востребовано. Вопрос в том, как это будет реализовано. Важно, чтобы продукт был именно для людей, а не для того, чтобы освоить деньги, "для галочки". Если это будет хороший удобный механизм, то он будет востребован.

- Китайская туриндустрия на подъеме. В исследовании WTTC говорится, что за прошлый год он увеличил турпоток на 9,8%. Есть какие-то интересные наблюдения по этому поводу?  Какие-то новые тенденции китайцы приносят на рынок?

- Китайцы делают все сами, они достаточно закрыты в своем сообществе. Они приходят, полностью забирают рынок, контролируют его – в этом их подход. Китай – густонаселенная страна, возможностей у больших стран больше, чем у маленьких. Селективность разная. То же самое и с туризмом. Поэтому за всеми тенденциями, происходящими в Китае, стоит внимательно наблюдать. Китайцы учат работать с большими потоками. Их много, и они умеют это делать – учат перемещать большие массы людей на большие расстояния, и делать это быстро и эффективно. 

- И футуристические прогнозы. На чем будет специализироваться туристический бизнес? Какие профессии-специальности из этой сферы уйдут в прошлое, а какие появятся? Что пока существует только в теории, но, возможно, будет реализовано в отдаленном будущем? Какие необычные туристические услуги появляются на рынке? 

- Все, что интересно человеку, будет представлено туристическим рынком, независимо от того, где это находится, как далеко – на земле, под землей, под водой, в космосе. Конкуренция в секторе высокая, компании будут бороться за внимание клиентов и ориентироваться на самые разные пожелания туристов. Уйдут профессии, связанные с ручным трудом. Турпродукты будут представлены массово, широко. Поисковые возможности вырастут. Уже сейчас появляются такие узкоориентированые и пока экзотические экскурсии, как, например, к месту прилета космонавтов. Но раз есть спрос, то появляется и предложение. Если человек захочет, например, поработать на сборке тростника, то, наверное, и это ему можно организовать. Но сейчас такие экскурсии требуют длительной проработки, а в будущем, я думаю, все можно будет организовать быстрее. Мне кажется еще, что туризм будет в будущем плотно интегрирован в образовательный процесс. Это будет востребовано. Туризм будет интегрироваться с какими-то другими отраслями. Если сейчас, например, поучаствовать в каких-то археологических раскопках не будучи профессионалом достаточно сложно, то в будущем, думаю, и такое станет возможным.

© 2006-2018 Finam.ru

Рейтинг@Mail.ru