$ 71,1875€ 81,355
+0,278%+0,451%
Услуги
Сервисы
Контакты
События Теханализ Котировки

Cценарии и прогнозы

Автомобиль как средство от заражения

19.05.2020 12:56, Братерский Александр (Finam.ru)

конвейер АВТОВАЗаБудущее российского автопрома, как, впрочем, и мирового, - туманно. Индустрия переживает рекордное падение спроса на автомобили во всем мире, что затрагивает и иностранных производителей "российских" машин. После пандемии спрос возрастет на более недорогие модели, потребители будут покупать больше машин онлайн, а иногда и предпочтут вообще не менять своего "железного коня". Однако интерес к автомобилям может возрасти по одной причине: в мире Covid-19 машина кажется более надежной, чем переполненный людьми общественный транспорт.

Компания "АВТОВАЗ" как системообразующее предприятие возобновила производство с 13 апреля. С 1 мая завод находился в заранее запланированном едином корпоративном отпуске. Даты отпуска были определены в 2019 году и не имеют связи с коронавирусной инфекцией, уточнили в "АВТОВАЗе". Но  восстанавливаться придется долго. Продажи автомобилей упали почти до нуля, а затраты завода составили почти 2 миллиарда рублей в неделю, жаловался президенту России Владимиру Путину президент компании Ив Каракатзанис.

КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов.

Проблемы с оборотными средствами сохранятся еще несколько месяцев, даже если заработает конвейер, предупредил президента глава "АВТОВАЗа" на прошедшем в конце апреля совещании по поддержке автопрома. Руководитель автозавода прогнозировал, что в 2020 году спрос на автомобили может упасть на 30-50%, и просил обеспечить предприятие дополнительной ликвидностью.

Аналогичные проблемы у всех российских производителей – от легковых автомобилей до грузовиков. Как рассказал на совещании у президента глава "КАМАЗа" Сергей Когогин, в первом квартале рынок для продукции завода упал на 15%, при этом самым тяжелым стал апрель: за три недели снижение продаж составило до 95%.

По итогам года авторынок может упасть на 30%, прогнозирует аналитик ИХ "ФИНАМ" Алексей Калачев. Как отмечает эксперт, этому способствовала совокупность факторов: "Уже само по себе падение нефтяных цен, спровоцированное пандемией коронавируса, могло бы привести к падению продаж новых автомобилей на российском рынке на 15-20% из-за снижения доходов населения. Но введение режима самоизоляции попросту обрушило авторынок, парализовав работу автодилеров".

Определенная поддержка автопроизводителям государством была оказана. 12 автомобильных компаний вошли в перечень системообразующих предприятий. На поддержку отрасли направят 15,5 млрд рублей, которые, в частности, пойдут на увеличение средств по программе "Льготный автомобиль" и "Семейный автомобиль". Для автопроизводителей так же, как и для других системообразующих предприятий, будет начато субсидирование процентной ставки в объёме ключевой ставки ЦБ.

Но цены на свою продукцию в условиях падения спроса автогиганты снижать не собираются и даже наоборот. В мае "АВТОВАЗ" поднял цену на свою продукцию на 1%, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в отрасли.

Даже в связи с падением доходов, снижения цены ожидать не стоит, говорит Алексей Калачев. Продукция российского автопрома и без того находится в нижней части ценового спектра, в полной мере используя ценовой фактор в целях удержания своей доли рынка, объясняет эксперт. "У этих машин есть свой потребитель, его много, судя по статистике продаж. "АВТОВАЗ" стабильно держит свои 23,5% продаж легковых автомобилей практически при любой динамике рынка. Теоретически можно расширить аудиторию предложением новых моделей более высокого качества, но это трудный и рискованный путь. А в своей ценовой нише автомобили LADA и без того лидеры".

Что же касается российского потребителя, то он, как всегда, будет делать упор на автомобили бюджетных марок, говорит доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов. Правда, после пандемии покупатель станет более придирчивым к выбору, уверен эксперт: "В нынешних условиях потребитель, скорее всего, будет более требовательно подходить к новому автомобилю, формируя требования надежности и долговечности – то есть на первое место выйдет инженерная работа производителей, а не маркетинговая составляющая новой продукции автопрома".

Лет ми СПИК

В пандемию проблемы и у иностранных производителей, которые собирают свою продукцию в России. Завод Volkswagen в Калуге, где работает 5000 человек, собирается сократить 5% сотрудников, рассказали журналистам рабочие. Сотрудникам предприятия предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию. Сокращение штата на предприятии производится по экономическим причинам, в частности, из-за того, что спрос на автомобили упал.

Производство на своем автомобильном заводе в Санкт-Петербурге после полуторамесячного перерыва возобновил Nissan. Однако, как пишет ТАСС со ссылкой на руководство компании, в Nissan не исключают возможности приостановить производство в случае низкого спроса или проблем с компонентами из Европы. Пандемия несомненно окажет влияние на сокращение производства и на других заводах иностранных фирм в России.

При этом проблемы у иностранных производителей в России начались давно, отмечает в беседе с Finam.ru Павел Грибов из РАНХиГС: "Иностранные компании все меньше боятся заградительных пошлин, некоторые из них теряют интерес к российскому рынку. Объем рынка сокращается, и при текущем спросе зарубежным компаниям проще ввозить автомобили, чем производить их в России по условиям СПИК".

Речь идет о специнвестконтракте, который российские власти в лице Минпромторга подписали с рядом иностранных производителей. Он подразумевает более глубокую локализацию производства в обмен на налоговые преференции. Однако при сокращении объема производства из-за падения спроса льготные условия перестают быть выгодными.

В свою очередь, аналитик "ФИНАМа" Алексей Калачев считает, что несмотря на падение спроса, иностранные производители вряд ли уйдут из России: "После ухода Ford, который не только в России, но и повсюду сократил свое присутствие, не стоит ждать того же от европейских, японских или корейских автомобильных концернов. Нет никакого смысла терять свои доли на рынке, который в перспективе рано или поздно начнет восстанавливаться. Россия для них обладает рядом преимуществ в виде относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы и недорогих ресурсов".

Конвейер против коронавируса

Открытие автомобильных заводов началось после долгого простоя и в США. Первыми вновь заработали конвейеры таких автомобильных гигантов, как General Motors, Ford и Fiat Chrysler. Рабочие медленно возвращаются к работе на конвейере, где им теперь придется трудиться совершенно в других условиях. Соблюдение норм социальной дистанции отразится на производительности труда.

Пандемия принесла катастрофические потери американской автоиндустрии. По данным рынка, за первый квартал продажи автомобильной продукции США упали почти на 500 тыс. автомобилей. Впрочем, автоиндустрия США давно переживает кризис, в 2019 году падение продаж составило почти 180 тыс. автомобилей.

Из-за пандемии мировая автомобильная индустрия в тяжелом положении. По данным международного маркетингового агентства Meticulous-Research, влияние пандемии COVID-19 на автомобильную промышленность в мировой экономике оценивается примерно в $5,7 миллиарда. Больше всего пострадал ЕС, где падение автомобильной промышленности оценивается в $2,5 млрд. В автомобильной промышленности ЕС работает 2,6 млн человек, и половина из них впрямую пострадала из-за остановки заводов. Самые большие потери испытывают Германия и Испания. Закрытие автомобильных заводов по всей Европе привело к потере производства 2,4 млн автомобилей, а уровень продаж упал на 95%.

Автомобильный рынок в КНР также серьезно просел из-за пандемии. В начале февраля продажи автомобилей снизились на 92%, однако сегодня рынок восстанавливается. По данным Китайской ассоциации автомобильных производителей, продажи автомобилей увеличились на 4,4% по сравнению с прошлым годом, правда, львиная доля приходится на коммерческий транспорт. В Индии ситуация тяжелее. Продажи автомобилей во время коронавируса упали почти до нуля из-за карантинных мер, и производители надеются на помощь властей, впрочем, просить ее они стали еще до пандемии.

Автомобиль для борьбы с вирусами

Обсуждая с автопроизводителями спасение российской автопромышленности, президент России Владимир Путин сказал фразу, под которой могли бы подписаться все мировые производители: "При всей остроте текущего момента нам важно видеть стратегические ориентиры развития автомобильной промышленности".

Какими будут эти "стратегические ориентиры", пока сказать трудно, но автопроизводителям, как и всем другим, придется перестраиваться и приспосабливаться к потребителю. Он, как предрекают эксперты, уже не захочет менять машину так часто. Как отметил в интервью Bloomberg исполнительный директор Потребительской федерации США Джек Джиллис, покупка нового автомобиля отойдет на второй план, так как на первом будут более необходимые нужды: "Средний возраст автомобиля на американской дороге сегодня в Америке составляет 11 лет, и можно ожидать, что он увеличится".

Кроме этого, потребитель также может отказаться приходить в дилерские центры лично. Согласно опросу маркетинговой компании Cox Automotive, 60% респондентов сказали, что они вообще больше не будут посещать дилерские центры. Те из них, которые захотят остаться на рынке, будут вынуждены приспосабливаться к новым условиям, а это означает больше онлайн-продаж автомобилей. Согласно опросу исследовательской компании Autopia, данные которой приводит Bloomberg, в 2019 году в США на онлайн-продажи приходилось от 10% до 15% всех покупок автомобилей.

Выбор автомобилей в США становится более практичным: 75% всех продаж автомобилей пришлось на небольшие грузовички, а также SUV. Подобный выбор можно легко объяснить: грузовички - это возможность заработать, а различные джипы представляют собой практически дом на колесах для тех, кто не хочет в эпоху коронавируса пользоваться общественным транспортом.

В подобных условиях автомобиль выглядит более надежным, чем переполненные метро и автобусы. Согласно недавнему исследованию, проведенному международной маркетинговой компанией Ipsos Grouр, если до пандемии доля тех, кто предпочитал пользоваться не общественным, а личным автотранспортом составляла 34%, сегодня этот показатель вырос до 66%.

Рекламой автомобиля как надежного средства защиты от вируса активно пользуются в Китае. К нему прибегла компания Geely. Фирма рекламирует свою продукцию под маркой "Проект Здоровый автомобиль". Производители заявляют, что в салоне машины используются различные приборы, которые помогают уменьшить воздействие вируса на водителя и пассажиров, и хотя автоэксперты относятся к этому скептически, это подхлестнуло продажи.

Не исключено, что производители автомобилей будут идти на подобные маркетинговые ходы в создании автомобиля будущего, который обеспечит водителю комфорт в новых условиях "масочного режима".

© 2006-2020 Finam.ru

Рейтинг@Mail.ru